Global Look Press

Министерство по делам религии Кувейта распорядилось закрывать мечети через полтора часа после окончания молитв. По информации газеты Al Rai, это распоряжение призвано положить конец явлению, которое многие верующие считают оскорбительным для своих религиозных чувств.

Такую реакцию вызвала распространенная в мусульманском мире практика, когда люди устраиваются на отдых в мечетях и спят в углу на коврах. Между тем священнослужители с пониманием относятся к такому поведению, указывая на то, что дом Аллаха должен быть открыт для всех. Часть прихожан также поддерживает подобную практику, говорится в публикации NEWSru Israel.

Однако министерство заявляет, что мечети предназначены исключительно для молитвы. Помимо распоряжения об их закрытии, оно вменяет в обязанности служкам будить уснувших. Единственное исключение делается для десяти последних дней священного месяца Рамадан.

Богословы объясняют подобное послабление тем, что к концу периода поста правоверные могут ослабнуть и в этой ситуации отдых - богоугодное дело. По их словам, особенно популярен сон в мечети среди таксистов и водителей грузовиков, которые в противном случае могут попасть в аварию.

Особо острую полемику вызвал вопрос, делать ли исключение для мечетей, расположенных на торговых путях. Ведь, согласно исламскому вероучению, путешественники и странствующие торговцы освобождены от обязанности поститься в светлое время суток.

Отметим, что вопросом, можно ли спать в мечети, озадачивались и российские мусульмане. Несколько лет назад портал Islam Today.ru, поместил ответ на этот вопрос, который, правда, четкого понимания относительно того, допустим ли сон в мечети, не дает.

В ответе приводятся ссылки на хадисы - рассказы о словах и деяниях пророка Мухаммеда, где упоминаются случаи, когда кто-то из его близких спал в мечети. Из этого делается вывод, что сон в мечети возможен, а также указывается на то, что большинство алимов придерживается такого мнения.

Однако тут же приводится мнение Ибн Аббаса, создателя исламской экзегетики (учения о толковании богословских текстов) и двоюродного брата пророка. От Ибн Аббаса передается мнение, в соответствии с которым спать в мечети - макрух (действие, которое шариат признает нежелательным или запретным), за исключением тех случаев, когда человек спит там в ожидании намаза. Приводится также мнение имама Малика, который считает, что если у человека есть собственный дом, то в этом случае спать в мечети - макрух, если же у человека нет собственного дома, то в этом случае сон в мечети - мубах (дозволен).