Информационная служба Свято-Филаретовского института

В Доме наместника Данилова монастыря накануне состоялся круглый стол на тему "Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития". Он был организован Синодальным отделом по религиозному образованию и катехизации Русской православной церкви и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи при московском Даниловом монастыре, сообщает Информационная служба Свято-Филаретовского института.

В течение двух последних лет Отдел религиозного образования и катехизации ведет разработку общецерковного документа "Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности Русской православной церкви", к которому было составлено учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов "Катехизация в Русской церкви на современном этапе". Целью круглого стола было, с одной стороны, обсуждение темы катехизации в современной Русской православной церкви (РПЦ), ее проблем и перспектив, а с другой стороны, помощь авторам учебного пособия в продолжении работы над ним.

В работе форума приняли участие священники и миряне из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Калуги и др., непосредственно занимающиеся как теоретическими, так и практическими вопросами катехизации. В дискуссии принял участие преподаватель Свято-Филаретовского института В.И. Якунцев.

Круглый стол открыл наместник Данилова монастыря архим. Алексий (Поликарпов), который зачитал приветственное слово участникам круглого стола Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В своем обращении предстоятель РПЦ отметил важность и актуальность темы круглого стола, обратив внимание на то, что в катехизации "нуждаются не только готовящиеся к Таинству Крещения, но и те, кто был крещен без подготовки, формально, не сподобившись "родиться свыше" (Ин.3:7).

Все участники круглого стола единодушно высказались за то, что катехизация взрослых перед крещением должна стать нормой. Что касается крещения детей, то в этом случае необходимо проводить катехизацию родителей и крестных, т.к. Церковь крестит детей в качестве исключения, как выражение особого доверия родителям и крестным. Кроме того, говорилось о необходимости официального документа – катехизической концепции, так как в массовом церковном сознании существует предубеждение против катехизации и тех, кто ее проводит. Протоиерей Димитрий Смирнов высказал предположение, что более 50% священников РПЦ сами нуждаются в катехизации.

В ходе докладов и дискуссии были отмечены некоторые трудности и вопросы, связанные с практикой катехизации. Среди них: нарушение приоритетов церковной жизни, когда на первое место ставится восстановление храма и его доход, а не забота о человеке, в том числе о его воцерковлении; необходимость общинной жизни для ведения полноценной катехизации; недостаточность катехизиса святителя Филарета и необходимость написания нового катехизиса; недостаточное использование катехизических возможностей богослужения (литургии оглашаемых); тенденции поиска врагов в церковной среде, когда в первую очередь под удар попадают люди, творчески начинающие новое дело.

В качестве первостепенной задачи неоднократно акцентировалась необходимость выработки единого понимания того, что такое воцерковление. Именно с утратой этого понимания и редуцированием критериев воцерковленности во многом связано угасание катехизации в V-VI вв. В этом свете важно, чтобы катехизация достигала своей цели – воцерковления человека, а формы ее могут быть разнообразными. В частности, предлагалось учитывать уже имеющийся опыт в области катехизации, в том числе и инославный.

Основную надежду на возрождение катехизации участники круглого стола связывают с частными инициативами энтузиастов – священников и мирян, вспоминая, как за последние двадцать лет, благодаря отдельным священникам, в церкви стала постепенно преобладать практика частого причащения. Устроители круглого стола призвали всех катехизаторов к солидарности и обмену опытом, высказали просьбу к участникам присылать свои предложения по проекту концепции и пособию для катехизаторов и таким образом принять участие в их разработке.

В заключение была отмечена необходимость проведения общественного обсуждения концепции для того, чтобы подготовить ее принятие в общецерковном масштабе.