vatican.va

Западные христиане встречают Воскресение Христово. Употребление слова "западные" в данном случае достаточно условно, поскольку католики, англикане, лютеране, представители других протестантских конфессий, а также верующие Армянской церкви живут на западе и на востоке, на севере и юге нашей планеты. Всего их насчитывается около полутора миллиардов и в этом году они встречают Пасху 31 марта, мысленно переживая главное событие христианской истории - Воскресение Спасителя из мертвых. В христианском понимании Пасха символизирует собой избавление от зла и начало новой жизни.

Пасха не имеет постоянной календарной даты и каждый год празднуется в разное время, так как во времена евангельских событий в Палестине пользовались лунным календарем, а не солнечным, по которому живет современное человечество.

Западная традиция расчета даты празднования Пасхи отличается от восточной. Поэтому, как часто теперь говорят, "католический" и "православный" праздники часто не совпадают.

По христианской традиции, Пасху встречают в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия в период с 22 марта по 25 апреля. Только на Западе день весеннего равноденствия рассчитывают по григорианскому календарю, а на Востоке - по юлианскому. Кроме того, православная Пасха не может совпадать с иудейской, тогда как западные христиане такого условия не ставят. А, например, в Финляндии лютеране, католики и православные встречают Пасху вместе.

Недавно избранный глава Католической церкви Папа Римский Франциск впервые встречает Пасху в новом качестве. Поздно вечером он возглавил многочасовое богослужение, которое, как отмечает германский портал Bild, является духовной кульминацией церковного года.

В пасхальное воскресение в 10:15 по местному времени (12:15 мск) он совершит праздничную мессу на площади Святого Петра, которое завершится пасхальным посланием "Urbi et Orbi" ("Граду и Миру").

Нынешнее богослужение, которое в режиме онлайн транслировал телевизионноый центр Ватикана CTV открылось Навечерием Пасхи, начавшимся Литургией Света. Одним из центральных ее моментов является зажжение большой пасхальной свечи - пасхала, на котором, по традиции, изображены первая и последняя буквы греческого алфавита А (альфа) и Ω (омега), что напоминает о словах Христа, переданных в Откровении святого Иоанна Богослова: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (глава 1, стих 8). На свече также изображены крест и цифры, обозначающие текущий год - 2013.

Традиция зажигания пасхала на пасхальном богослужении существует на Западе с IV века.

В начале Литургии света понтифик в притворе базилики Святого Петра совершил освящение пасхала. Он укрепил на свече пять символических изображений Христовых ран, которые как бы пронзили "тело" пасхала. После чтения молитвы освящения свеча была зажжена и провозглашены слова: "Свет Христа, воскресающего во славе, да рассеет тьму в сердцах и душах".

После зажжения пасхала процессия кардиналов, возглавляемая Папой, направилась в собор, где уже ожидали начала богослужения тысячи верующих. Храм был погружен во тьму. От пламени пасхала были зажжены свечи, находящиеся в руках у всех присутствующих, которые символизируют христианское учение, призванное просветить мир. С троекратным возгласом "Свет Христов" в базилике было включено освещение.

По окончании процессии пасхал на специальном подсвечнике был установлен возле алтаря и началось "Провозглашение Пасхи" (Exsultet).

На начавшейся затем Литургии Слова присутствующие в храме услышали чтения из Ветхого Завета, призванные показать божественный замысел в отношении человечества от момента сотворения человека до пришествия Христа на Землю, а затем чтения из Апостола и Нового Завета, которые иллюстрируют события и значение Воскресения Христа в деле спасения людей. После ветхозаветных чтений был исполнен торжественный гимн Gloria ("Слава"). при исполнении которого впервые с литургии Великого четверга зазвучал орган.

В Католической церкви сохраняется древний христианский обычай во время богослужения пасхальной ночи совершать крещение взрослых. Литургия Крещения последовала за Литургией Слова. Таинство было совершено над 30-летним албанцем, 23-летним итальянцем, 30-летним русским и 17-летним американцом вьетнамского происхождения. Все четверо приняли затем причастие из рук понтифика. Принятие таинства в такую ночь считается особенно почетным.

После крещения последовала Евхаристическая Литургия, сопровождаемая торжественными пасхальными песнопениями.

Богослужение завершилось торжественным провозглашением пасхального приветствия "Христос воскрес".

Как отмечалось накануне в информации агентства "Благовест-инфо", богослужения Пасхального Триденствия, выпадавшие на четверг, пятницу и субботу Страстной недели, которые впервые должен был совершить новоизбранный Папа, были несколько упрощены и сокращены. Об этом сообщил глава пресс-службы Ватикана священник Федерико Ломбарди.

На мессе навечерия Пасхи были сокращены чтения из Ветхого Завета – в частности, из книги Бытия. В сам праздник Пасхи, 31 марта, Евангелие будет прочитано только на одном языке – латыни.

По словам Федерико Ломбарди, изменения, привнесенные новым Папой в последование богослужений, свидетельствуют о его "стремлении к простоте и краткости". Пресс-секретарь Ватикана также не исключил, что традиционные пасхальные поздравления, которые Папы произносят с лоджии собора Святого Петра на шести десятках языков, на этот раз займут меньше времени, чем в предыдущие годы.

В ходе традиционного крестного хода в римском Колизее, который был совершен вечером в Страстную пятницу, Папа Франциск сам не нес крест, как предполагалось ранее. На первом и последнем, четырнадцатом Стоянии Крестного пути понтифика заменил его викарий для Рима кардинал Агостино Валлини.

Кроме итальянского кардинала крест несли двое монахинь из Ливана, двое китайских семинаристов, две семьи – из Италии и Индии, один инвалид, францисканцы из Святой Земли, молодые бразильцы, а также монахини из Нигерии.

Во время процессии Франциск находился напротив Колизея, на вершине Палатинского холма. Таким образом, он последовал примеру своих предшественников – Бенедикта XVI и Иоанна Павла II в последние годы его жизни.