Фото: Пресс-служба Бабушкинского районного суда г. Москвы / АГН "Москва"

В Бабушкинском суде Москвы в пятницу, 5 февраля, проходили слушания по делу об обвинении Алексея Навального в клевете на ветерана, заведенному летом 2020 года. Поводом для возбуждения дела по ч.2 ст.128.1 УК РФ (клевета) послужил комментарий политика в Twitter к видеоролику о поправках к Конституции РФ.

Реального заключения эта часть статьи не предусматривает: возможен штраф до миллиона рублей либо обязательные работы на срок до 240 часов. Наказание по этому обвинению было ужесточено уже после того, как на оппозиционера завели дело. Дело слушает мировой суд участка N321, заседание выездное и проходит в присутствии Навального. Для него это уже третье выездное судебное заседание с момента возвращения из Германии, где он проходил лечение после отравления.

Потерпевший - ветеран Игнат Артеменко - участвовал в заседании по видеосвязи.

Само слушание сегодня было похоже на фарс, особенно когда в суде допрашивали свидетелей, которые постоянно путались в показаниях. В этом случае сторона защиты и сам подсудимый тоже вынуждены были "играть по правилам", навязанным судом. В итоге после постоянных пререканий, криков, взаимных обвинений и технических проблем со звуком слушания в 18 часов были отложены до 12 февраля.

Расшифровка заседания суда 5 января

После начала заседания Навальный заявил, что не знаком с материалами уголовного дела и попросил дать ему хотя бы полчаса, чтобы их прочитать и переговорить с защитой, сообщает телеканал "Дождь".

Судья: "Дело в суде находится с августа месяца. Никто не поинтересовался, не пожелал ознакомиться".

Навальный (намекая на отравление): "С августа месяца у меня было много дел".

Далее Навальный заявил ходатайство: "Я смотрю и реально мне противно, мало того, что вы этого несчастного человека, который находится в беспомощном состоянии, используете как куклу, маску нацепили, ходатайствую, что ему дали хотя бы лечь и сняли маску. Вы издеваетесь на 95-летним человеком, просто издеваетесь. Вопрос, кто такие фашисты и политпроститутки! Его родственники им торгуют, чтобы получить денег и издеваются, если схватится за сердце - вы будете виноваты. Разрешите ему лечь хотя бы".

Женщина, сидящая в комнате с ветераном, отвечает, что тот перенес операцию, и ему нужно быть в горизонтальном положении.

Навальный просит разрешить СМИ снимать: "Это же пиаровский процесс, Кремлю нужны заголовки "Навальный оклеветал ветерана". Раз вам это нужно, пожалуйста приглашайте сюда средства массовой информации".

Судья: "Этот вопрос ранее был разрешен. Посмотрите в зале одни журналисты".

Навальный: "Но здесь нет снимающих".

После этого Навальный попросил час на общение с адвокатами и ознакомление с делом, в котором пять томов. А защита добавила, что им нужна возможность поговорить с обвиняемым наедине.

Судья: "Как вы себе это представляете? Мне указывают, что нет такой возможности. Переписывайтесь, общайтесь".

Навальный: "Ну как? у меня есть право общаться с защитой наедине, и вы меня этого права лишаете".

Судья отвечает, что нужно дождаться чьего-то решения и смотрит в телефон.

Адвокат Кобзев: "Алексей, судья спросил у кого-то, можно ли! И ждет ответа. Не судья здесь главный".

Судья Вера Акимова в итоге удовлетворяет ходатайство и разрешает политику поговорить с защитниками. Суд объявил перерыв до 11:30.

После возобновления заседания адвокат Навального Ольга Михайлова пожаловалась, что защите так и не дали пообщаться с Навальным наедине, несмотря на разрешение судьи.

Навальный: "Прошу обратить внимание, что потерпевший не понимает о чем идет речь", говорит он о 95-летнем ветеране, который даже не смог ответить на вопрос судьи о продолжении заседания.

Прокурор вновь зачитывает обвинение, согласно которому Навальный опубликовал в Telegram-канале ролик RT, в котором участник ВОВ Артеменко высказал позицию в поддержку изменений в Конституции РФ, а Навальный, имея умысел, оскорбил ветерана.

Навальный: "Обвинение непонятно. Никакого Артеменко я не знал и до сих пор не знаю, кроме того, что его родственники бессовестные люди, которые торгуют дедом. Гособвинитель сказал что я умышленно, зная Артеменко, что-то сказал. Я ничего не знаю кроме того, что им торгуют".

Судья перебивает Навального, повторяя, что его обвиняют в распространении заведомо ложных сведений. Навальный в ответ говорит, что не мог этого сделать, потому что даже не знал Артеменко.

Судья: "Вы признаете вину?"

Навальный: "Конечно нет".

Адвокат Кобзев советует журналистам прочесть отношение защиты к обвинению в его Twitter, потому что сейчас будет "бубнить свое отношение".Защита настаивает, что уголовная ответственность за клевету наступает, если виновный заведомо осознавал ложность сообщаемых им сведений, порочащих честь и достоинство другого.

Защита обратилась к заведующему отделом экспериментальной лексикографии Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, профессору Анатолию Баранову. Он пришел к выводу, что высказывания Навального - не являются клеветой, это лишь оценочные суждения, "отражающие мнение автора" и его общественную позицию. "Приведенные слова и словосочетания в составе исследованных комментариев не передают (не сообщают) каких бы то ни было фактов и не могут быть проверены на соответствие действительности", - заключает адвокат Кобзев.

Файл с текстом в Twitter адвоката Кобзева:

Дело о клевете на "продажных холуев"

Дело о клевете, которое рассматривает мировой суд участка N321, поступило в суд в августе. Оппозиционер назвал "продажными холуями" героев агитационного ролика канала RT о поправках к Конституции.

"На одном из федеральных информационных ресурсов был размещен видеоролик, в котором участник Великой Отечественной войны И.С. Артеменко высказал свою позицию по поводу изменений в Конституцию РФ, - говорится в материалах СК РФ. - Установлено, что 2 июня 2020 года А.А. Навальный разместил в своих аккаунтах в социальных сетях этот видеоролик, опубликовав комментарий, содержащий заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство ветерана Великой Отечественной войны И.С. Артеменко".

Помимо ветерана Игната Артеменко в ролике снялись дизайнер Артемий Лебедев, актеры Иван Охлобыстин и Василий Лановой, бывший министр культуры Михаил Швыдкой и другие. Навальный назвал всех снявшихся в ролике "продажными холуями", позором страны и людьми без совести. После этого Российский союз ветеранов обратился с жалобой в СК. Родственники Артеменко заявили, что ветерану стало плохо после комментария Навального и у него диагностировали ишемическую болезнь сердца. При этом сам ветеран постов оппозиционера не видел, ему их "пересказали", сообщив, что Навальный оскорбил его напрямую.