Russian Look

В России находят все новые "неполитические" оправдания массовым облавам на таджикских гастарбайтеров, которые начались после предупреждений президента Медведева об "асимметричном" ответе Таджикистану на приговор летчикам Садовничему и Руденко. В понедельник главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил, что по медицинским соображениям может быть введен временный запрет на привлечение трудовых мигрантов из Таджикистана.

По его словам, в последнее время у этих лиц выявляют много случаев заболевания ВИЧ-инфекцией и туберкулезом. "Естественным в данном случае выходом может стать рассмотрение вопроса о полном запрете на использование трудовой миграции из этого государства до решения вопроса о создании там хотя бы минимальных условий здравоохранения", - цитирует "Интерфакс" главу Роспотребнадзора.

Он привел данные, согласно которым за минувший год с территории РФ было выдворено 188 граждан Таджикистана, из них 40 - с заболеванием ВИЧ, 103 - с туберкулезом, остальные - с другими опасными инфекциями. "Каждый пятый из выдворенных из нашей страны иностранных граждан был представителем Таджикской Республики", - сказал Онищенко.

"Если сравнивать эту ситуацию с полиомиелитом, который так остро воспринимался в общественном сознании, то данные цифры можно считать более острыми и более опасными в перспективе. Они лишний раз свидетельствуют о низком, приближающемся к нулю уровне здравоохранения Таджикистана", - заявил главный санитарный врач РФ.

Как напоминает агентство, в мае 2010 года Роспотребнадзор вводил запрет на въезд из Таджикистана детей до шести лет из-за вспышки полиомиелита. Тогда в России было зарегистрировано около 16 случаев завезенного из этой страны заболевания и носительства полиомиелита, семь из них были подтверждены лабораторными анализами. Спустя два месяца Россия отменила эти ограничения в связи с тем, что в республике "эпидемиологическая ситуация по полиомиелиту стабилизировалась".

В понедельник же высокопоставленный источник в российских правоохранительных органах сообщил агентству, что рейды против нелегальных мигрантов, в том числе из Таджикистана, будут продолжены на этой неделе. "Проверки были сегодня, они будут завтра и послезавтра. Работа продолжается", - сказал он.

Таджикские гастарбайтеры жалуются в посольство на давление российских правоохранителей

Между тем сами граждане Таджикистана, работающие в Москве, жалуются на усилившееся давление правоохранительных органов в оперативный штаб помощи соотечественникам при таджикском посольстве. "В основном люди сообщают нам о том, что повсеместно идут рейды, наших граждан задерживают, доставляют в приемники-распределители, предупреждают, что будут депортировать", - рассказал "Интерфаксу" в понедельник один из сотрудников посольства.

"Мы стараемся помогать им, ездим по спецприемникам, выясняем, на каком основании они были задержаны, иногда получается добиться их освобождения. По данным на утро понедельника, в Москве задержанными остаются 205 человек", - сообщил он. При этом дипломат подчеркнул, что российские органы стараются оформлять все задержания строго в рамках закона.

По словам сотрудника, в посольстве связывают участившиеся задержания с приговором двум пилотам российской авиакомпании. "Конечно, все это связано. Российские власти сразу стали заявлять о предполагаемой депортации после того, как все это произошло", - сказал он.

Информация о том, что у гастарбайтеров из Таджикистана начались проблемы с получением разрешений на работу в России, появилась на прошлой неделе. Этому предшествовали заявления Москвы о принятии ответных мер после того, как таджикистанский суд приговорил российского пилота Владимира Садовничего к 8,5 года лишения свободы, признав летчика виновным в контрабанде, незаконном пересечении госграницы Таджикистана и нарушении правил международных полетов. Такой же срок получил его коллега, гражданин Эстонии Алексей Руденко.

Пресс-секретарь Федеральной миграционной службы РФ Залина Корнилова сообщила в прошлую пятницу, что почти 300 задержанных граждан Таджикистана ожидают выдворения. "Они находятся в центрах временного содержания иностранцев. Осталось решить технические вопросы", - пояснила она. При этом ФМС заявляет, что в этих действиях нет никакой политической подоплеки, хотя и признает, что рейды проходят по поручению президента Медведева.

Медведев: "Ситуация выглядит весьма одиозно"

Сам Медведев впервые развернуто прокомментировал дело летчиков на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС на Гавайях. "Конечно, это не может не отразиться на наших отношениях, тем более, если соседние страны друг друга не слышат", - заявил он.

Президент РФ признал: то, каким образом управлять правосудием, - это внутреннее дело Таджикистана. Но тут же сделал оговорку: "Пройти мимо этого случая мы не могли, потому что речь идет о гражданах Российской Федерации. И вообще эта ситуация выглядит весьма и весьма одиозно".

По мнению Медведева-юриста, правовые аспекты дела "вызывают сомнения". "Поэтому я надеюсь, что власти Таджикистана сами дадут правовую оценку этим событиям", - сказал он и добавил: "Я очень рассчитываю на то, что наши таджикские друзья нас услышали".

До этого, встречаясь с российскими блоггерами 9 ноября, Медведев сказал следующее: "Мы дождемся официального ответа от властей страны, с которой у нас союзнические отношения, а после этого будем принимать решения. А эти решения в зависимости от ответа могут быть разными - симметричными или асимметричными".

Эти слова президента прозвучали на следующий день после того, как суд в Таджикистане огласил приговор Садовничему и Руденко. Каждый получил по 8,5 года колонии за контрабанду, незаконное пересечение госграницы и нарушение правил международных полетов. Два транспортных самолета Ан-72, на которых они летали, были конфискованы.

Дело летчиков

Пилоты российской авиакомпании Rolkan Investments Ltd., возвращавшиеся из Афганистана в Россию транзитом через Таджикистан 12 марта этого года, были вынуждены сесть в аэропорту "Курган-Тюбе" на юге республики, хотя в посадке им было отказано. Пилоты утверждают, что разрешение на посадку они перед полетом получили в устной форме, а при подлете в таджикский аэропорт не могли вернуться из-за опасений нехватки топлива.

Авиационный двигатель, бывший на борту одного из самолетов и ставший предметом контрабанды для властей Таджикистана, по утверждению пилотов, являлся запасным и не предназначался для продажи или реализации в Таджикистане.

После приземления пилоты были задержаны и продержаны под арестом в одной из гостиниц вплоть до 12 мая. Затем экипажи были отпущены на свободу, а командирам - Руденко и Садовничему - были предъявлены обвинения. Эксперты, комментируя эту историю, ранее предположили, что таким образом Таджикистан мог отомстить России "за обиды" или же просто получить в свое распоряжение два приглянувшихся ему транспортных самолета.

Защита российского летчика при этом подчеркивает, что неоднократно пыталась привлечь к урегулированию дела российские власти, но те эти обращения игнорировали. В таджикском МИДе также заявили, что российские коллеги ни разу не обратились в ведомство за разъяснениями. Однако МИД в Москве предоставил СМИ документы, доказывающие обратное.