"В США можно попытаться обмануть закон, но невозможно договориться с исполнителем закона о том, что его надо обойти, в силу того, что закон несправедлив или не учитывает каких-то обстоятельств. В России качество законов таково, что нормой считается договориться о пределах исполнения того или иного закона - "строгость законов смягчается необязательностью их исполнения", - пишет историк на своей странице в Facebook.

"Но есть и другая проблема: вредное законотворчество. То есть такое, которое делает нарушителем закона добропорядочного гражданина, заявляющего, например, о своих правах. И вот с абстрактной точки зрения закона одинаково преступником является и вор, укравший миллиард из бюджета и человек, вышедший на площадь на "несанкционированный митинг" и "отколовший эмаль зубов" у полицейского. И человек, перепостивший в "ВКонтакте" нечто, сочтенное "экстремизмом" или "искажающее роль Красной армии во Второй мировой войне". Или оскорбляющее чувства верующих.

Если оглянуться, то многие такие законы приняты в срок действия той Государственной Думы, что была избрана в декабре 2011 года в ходе выборов, вызвавших массовые протесты против фальсификаций. Именно начиная с этого времени легитимность законодательного органа была поставлена под сомнение. Ведь ни один - вполне доказанный даже - факт искажения воли избирателей не был принят во внимание, ни один результат не был отменен.

Совершенно абстрактно, - в той самой России будущего - было бы полезным объявить ту Думу нелегитимной и "несуществовавшей". Да, я знаю, что дума приняла сотни важных "технических" законов, которые нужны для работы разным государственным органам, бизнесу, обществу. Тут можно найти выход: например, объявить все законы действующими на некоторый срок, - и если избранный в тот момент парламент примет решение об их продолжении, то оставить их, а если проголосует против - или же не примет никакого решения, то они прекратят действие.

Я понимаю, что это маловероятное развитие событий, но оно мне представляется оптимальным. Кстати, среди решений той думы - и аннексия Крыма".