Москва, 12 июня 2017 года
Global Look Press
Москва, 12 июня 2017 года Москва, 26 марта 2017 года
 
 
 
Москва, 12 июня 2017 года
Global Look Press
 
 
 
Москва, 26 марта 2017 года
Global Look Press

Эксперты фонда "Петербургская политика" проанализировали общественные волнения в российских регионах в 2016-м - первой половине 2017 года. Выяснилось, что прогнозы относительно роста протестов в связи с экономическими трудностями в стране не оправдались. При этом большинство выступлений были связаны с местными проблемами. Кроме того, как выяснили аналитики, у властей нет единой стратегии борьбы с локальными протестами.

Как выяснили эксперты, власти нередко отвечали на волнения ужесточением законодательства, но эти меры принимались выборочно и чаще в случае резонансных политических протестов, пишут "Ведомости" со ссылкой на доклад фонда. В целом же отношение руководства страны к акциям граждан было двойственным. Не приветствовалась протестная самоорганизация, но время от времени эта активность "легитимизировалась". При этом четких критериев разделения выступлений на "народные" и "антигосударственные" у власти не было, отмечается в докладе фонда.

Еще большую двойственность проявили сотрудники правоохранительных органов. В одних случаях они ограничивали активность, в других же реагировали на требования активистов и возбуждали уголовные дела за нарушение прав граждан.

Авторы доклада пришли к выводу, что в решении проблемы возникновения протестов большинство чиновников ориентируется на собственную политическую интуицию, а не на обобщенный опыт регионов. По этой причине протестные акции нередко вызывают у властей серьезный стресс, в то время как их размах и значимость завышаются или занижаются.

Как отметил автор доклада политолог Михаил Виноградов, реакция власти на волнения варьируется от желания их не замечать до попыток "перехватить повестку". При этом обмена опытом в подобных ситуациях у властей почти нет. "Важно чувствовать эмоцию протеста, понимать, насколько он серьезен, и в случае потенциально рискованных преобразований, чреватых протестами, думать над тем, как сделать их менее травматичными", - считает эксперт.

Руководитель региональных программ близкого к Кремлю ЭИСИ Андрей Колядин отмечает, что акции редко делаются спонтанно, достаточно узнать мотивы организаторов и попытаться с ними договориться. "Работать с протестной повесткой можно, пока в ней нет однозначного политического звучания и призыва к смене власти. Нужно прогнозировать, будет ли усиление таких протестов, и вырабатывать общую стратегию государства, обмениваться опытом, чтобы унифицировать действия", - пояснил свою точку зрения эксперт.

Социолог "Левада-Центра" Денис Волков считает, что не стоит ждать в ближайшее время протестов по образцу 2011-2012 года. По его словам, среди граждан есть недовольство, но нет массового желания винить власть.

В топ-10 самых беспокойных городов за рассмотренный в докладе фонда период вошли Москва (41 протест), Санкт-Петербург (20), Новосибирск (14), Волгоград (14), Челябинск (12), Ростов-на-Дону (10), Екатеринбург (девять), Нижний Новгород (девять), Краснодар (девять), Ярославль (девять).

В начале марта этого года аналитики Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина представили доклад об уровне напряженности в регионах России за второе полугодие 2016 года. Эксперты оценивали ситуацию в каждом субъекте по трем критериям: качество политических институтов, социально-экономическое положение и протестная активность граждан.

Самым неблагополучным в этом плане был признан Алтайский край, где уровень рисков оказался "красным" (сочетание всех трех признаков напряженности). К регионам с "оранжевым" уровнем рисков эксперты отнесли 13 субъектов, среди которых оказались Крым, Севастополь, а также Кировская, Ивановская и Саратовская области.