Гособвинение запросило 9 лет колонии общего режима для фигуранта дела "Сети"* Виктора Филинкова, который отрицает свою вину, и 6 лет колонии для Юлия Бояршинова, который дал признательные показания. 17 июня 2-й Западный окружной военный суд в Петербурге перешел к прениям по делу
Стоп-кадр видео mediazzzona / YouTube
Гособвинение запросило 9 лет колонии общего режима для фигуранта дела "Сети"* Виктора Филинкова, который отрицает свою вину, и 6 лет колонии для Юлия Бояршинова, который дал признательные показания. 17 июня 2-й Западный окружной военный суд в Петербурге перешел к прениям по делу
 
 
 
Гособвинение запросило 9 лет колонии общего режима для фигуранта дела "Сети"* Виктора Филинкова, который отрицает свою вину, и 6 лет колонии для Юлия Бояршинова, который дал признательные показания. 17 июня 2-й Западный окружной военный суд в Петербурге перешел к прениям по делу
Стоп-кадр видео mediazzzona / YouTube

Гособвинение запросило 9 лет колонии общего режима для фигуранта дела "Сети"* Виктора Филинкова, который отрицает свою вину, и 6 лет колонии для Юлия Бояршинова, который дал признательные показания. 17 июня 2-й Западный окружной военный суд в Петербурге перешел к прениям по делу.

Прокурор зачитал, что Филинков и Бояршинов "совершили участие" в "террористическом сообществе "Сеть"*", которое было организовано в Пензе и якобы предполагало создание межрегиональных боевых групп с целью захвата власти, передает "Медиазона". По версии следствия, участники группы вынашивали "планы по революционной деятельности", в том числе готовились к ведению "партизанской войны", "разделению РФ на отдельные коммуны", поджогам, взрывам офисов партий "Единая Россия" и т.д.

По версии обвинения, среди участников "Сети"* были распределены роли руководителя, тактика, разведчика, сапера, связиста и медика. Они использовали псевдонимы и пользовались шифрованными каналами связи. У Филинкова, по словам прокурора, была роль связиста, а у Бояршинова - сапера.

В 2016-2018 годах Филинков вместе с другими членами "Сети"* приобрел огнестрельное оружие и навыки его использования, а также освоил "практические приемы захвата зданий" якобы с целью насильственного изменения конституционного строя. Бояршинов с июля 2016 года по 21 января 2018 года "совершенствовал навыки владения оружием и оказания медицинской помощи" и тоже освоил приемы захвата зданий, заявил представитель гособвинения. У Бояршинова также был изъят дымный порох.

Он также упомянул собрание членов "Сети"*, все участники которого, включая Филинкова, понимали, что речь идет о создании "боевого движения с целью насильственного свержения конституционного строя". По версии обвинения, фигуранты дела участвовали в тренировках по самообороне и обращению с оружием, изготавливали взрывные устройства.

Гособвинитель назвал надуманными и не нашедшими подтверждения заявления Филинкова о применении к нему психического и физического насилия со стороны сотрудников ФСБ. По версии обвинения, Филинков пытался дискредитировать правоохранительные органы в глазах общественности, пишет "Новая газета".

Прокурор считает, что вина Филинкова и Бояршинова полностью доказана. При назначении наказания он попросил учесть "активное способствование раскрытию преступления" со стороны Бояршинова.

Защита в ходе прений попросила суд ограничиться минимальным сроком лишения свободы для Бояршинова и освободить его от выплаты штрафа в связи с тяжелым материальным положением семьи. Адвокат Алексей Царев в силу смягчающих обстоятельств и предпосылок к рассмотрению дела в особом порядке попросил назначить Бояршинову срок, исчисляемый по формуле "2/3 от 2/3 максимального срока наказания", что то есть четыре года и пять месяцев лишения свободы без штрафа.

По словам Царева, его подзащитный был вовлечен в "Сеть"* "незаметно для себя, чуть ли не в виде игры", сообщество он воспринимал "как один из социальных проектов". Ссылаясь на показания других фигурантов дела Игоря Шишкина и Егора Зорина, защита утверждает, что роль Бояршинова в упоминаемых следствием событиях была "бездеятельной", на общих встречах он вел себя "созерцательно".

Адвокат Ольга Кривонос отметила, что обнаруженный у Бояршинова дымный порох нельзя четко отнести к материалам для создания взрывоопасных устройств. Защита не оспаривает преступного характера поступков подсудимого, но считает, что к конкретным насильственным действиям Бояршинов не готовился. В заседании объявлен перерыв.

По версии обвинения, не позднее мая 2015 года 27-летний фигурант дела "Сети"* Дмитрий Пчелинцев решил объединить анархистов из разных городов - Пензы, Петербурга и Москвы - в "боевые группы" для нападения на силовиков, атак на органы власти, военкоматы и отделения "Единой России". Активисты якобы собирались с помощью взрывов "раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране", а когда наступит "час Ч", поднять вооруженный мятеж.

Следствие уверяет, что пензенские анархисты неоднократно участвовали "в полевых выходах террористического сообщества" - ездили на тренировки в лес, заброшенный пионерлагерь и завод под Пензой.

Фигурантами "дела" стали 11 человек из Пензы, Петербурга и Москвы. В феврале 2020 года Пензенский суд приговорил Пчелинцева к 18 годам колонии строго режима. Другие фигуранты получили от 16 до 6 лет лишения свободы: Илья Шакурский - 16 лет колонии, Андрей Чернов - 14, Максим Иванкин - 13, Михаил Кульков, Василий Куксов и Арман Сангынбаев - 10, 9 и 6 лет лишения свободы соответственно.

В Петербурге по делу "Сети"* проходят 25-летний программист Виктор Филинков и 28-летний промышленный альпинист Юлий Бояршинов. Филинков, Пчелинцев, Шакурский, Сагынбаев и Чернов, а также пятеро свидетелей по делу рассказывали о пытках и давлении со стороны силовиков.

Суровый приговор фигурантам пензенского дела вызвал большой резонанс. В их поддержку выступили ученые, кинематографисты, учителя, психологи, книготорговцы, художники, аниматоры, IT-специалисты, врачи и адвокаты. Они требовали пересмотреть приговор и наказать виновных в применении пыток. По всей стране проходили пикеты с аналогичными требованиями.


*"Сеть" - группировка, признанная террористической решением Московского окружного военного суда от 17 января 2019 г. Ее деятельность запрещена в РФ.