Родственников двух жителей поселка Красная Турбина Старопромысловского района Чечни, обвиняемых в терроризме, задержали и избили в РОВД после того, как подсудимые заявили о выбитых пытками признаниях, а население поселка обратилось к генпрокурору, потребовав разбирательства "по закону".
По данным "Новой газеты", Салмана Тарамова и Магомеда Тазбиева, отца и дядю предполагаемых молодых террористов, 17 августа вызвали на встречу со спикером чеченского парламента Магомедом Даудовым и заместителем глав МВД Чечни Апти Алаутдиновым. На встречу их вызвал начальник криминальной полиции Старопромысловского района Мамед Магомадов.
Магомед Тазбиев успел на несколько секунд связаться с адвокатом своего племянника Владимиром Туркоским. "Бьют, бьют, бьют", - успел сказать он. Жители Красной Турбины рассказали журналистам, что на территорию РОВД вызывали скорую помощь. Соседи Тазбиевых также сообщили, что из дома забрали Джамалая Дударова и его жену, живших напротив. Эти люди были одними из первых подписантов письма на имя Юрия Чайки.
Позднее начальник криминальной полиции на собственной машине привез избитых Магомеда Тазбиева и Салмана Тарамова домой, однако вскоре сотрудники РОВД вновь их задержали.
Поздно вечером адвокат Владимир Рутковский заявил журналистам, что его подзащитные сообщили о намерении отказаться от его участия в судебном процессе и заявили о полном признании своей вины. После этого родственников подсудимых, предположительно после новой порции избиений, окончательно отпустили из РОВД.
Напомним, Магомед Тарамов и Джамалай Тазбиев, жители Красной Турбины 19 и 20 лет, были задержаны вечером 27 января на волне массовых арестов в республике после событий в Грозном 17 декабря 2016 года. По официальной версии, в тот день группа молодых исламистов напала на полицейских и была уничтожена.
В марте Тазбиеву и Тарамову было предъявлено обвинение. Как в суде заявили адвокаты, его суть оказалась непонятной не только подсудимым, но и их защитникам, поскольку обвинение было изложено в общих формулировках без конкретных указаний вины. Предполагалось, что молодые люди летом прошлого года начали задумываться о поездке в Сирию на войну и копили на эти цели карманные деньги, а позднее отказались от своих намерений. Свою вину они якобы признали в беседе с оперуполномоченным отдела полиции Алексеем Храмовым, однако из документов следует, что беседа состоялась, когда оба находились под арестом.
На прошлой неделе, когда по делу Тазбиева и Тарамова началось судебное разбирательствао, произошло небывалое для Чечни событие. Подсудимые заявили о том, что признательные показания были выбиты пытками, а родственники и односельчане их поддержали. Адвокаты Владимир Рудковский и Хава Ахмадова выявили в деле огромное количество процессуальных нестыковок.
Отец Магомеда Тарамова - Салман Тарамов - майор спецназа ГРУ, участвовавший в событиях в Ливане, Грузии и Крыму и вышедший на пенсию в 2016 году из-за военной травмы, награжденный боевыми наградами, заявил о невиновности сына и заверил, что тот намеревался пойти служить по контракту и добиться командировки в Сирию.
Дядя Джамалая Тазбиева, музыканта и лауреата многочисленных конкурсов, в свою очередь, заверил, что его племянник - "хороший и послушный мальчик", который постоянно ухаживает за прикованным к постели дедом. Более 150 жителей Красной Турбины подписали двухстраничное обращение к генпрокурору РФ Юрию Чайке, настаивая на невиновности молодых людей и заявляя о нарушениях законности при проведении разбирательства.
"Поселок Красная Турбина демонстрирует открытое нежелание подчиняться существующему в республике порядку вещей - и вполне вероятно, этот пример получит распространение. В отличие от многих спешно отрекающихся от своих сыновей и братьев, слепо признающих самые страшные обвинения против них, приносящих извинения Рамзану Кадырову за "доставленное беспокойство", - Красная Турбина не поверила обвинению и встала за своих ", - пишет по этому поводу "Новая газета", отмечая, что единственным доказательством вины Тазбиева и Тарамова является их чистосердечное признание.
В четверг, 17 августа, жители поселка отправили коллективное заявление на имя генпрокурора. "На суде ребята рассказали, что после их задержания их пытали, требуя при этом признать свою вину в том, чего они не совершали, а также оговорить кого-либо еще их своих знакомых. В течение нескольких дней после задержания их били, душили, надевая на голову пакет, приводили к ним других задержанных ранее людей, уже избитых, имитировали расстрел. Ребята в суде назвали имена тех, кто пытал их", - говорится в обращении.
Жители поселка заявляют: "Мы готовы до конца отстаивать свои убеждения, бороться за благополучие наших детей и будущее нашей республики. Мы, являясь жителями субъекта Российской Федерации, хотим жить по закону, хотим, чтобы дело в отношении ребят было также рассмотрено по закону, а не по каким-то внутриклановым и межведомственным понятиям".