Возвращение на родину совладельца нефтяного трейдера Gunvor Геннадия Тимченко настроило оппозицию на ностальгический лад, заставив вспомнить первые шаги предпринимателя в бизнесе и связи с российскими властями. "Друг Путина", как бизнесмена величают на Западе, своей карьерой обязан именно бывшему руководству Санкт-Петербурга, считают политические оппоненты президента. И пытаются разобраться, что происходило в северной столице 20 лет назад.
"Тимченко - давний приятель Путина. Их знакомство началось в 90-х, когда Путин работал заместителем Собчака и возглавлял департамент внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга. Они, то есть Путин с Тимченко, создали компанию Golden Gate, целью которой был экспорт нефтепродуктов в обмен на продовольствие. Компания экспортирует 100 тысяч тонн нефтепродуктов, но никакого продовольствия Петербург не получил. Депутаты Ленсовета во главе с МаринойСалье создали комиссию о расследовании афер, связанных с внешнеэкономической деятельностью Путина и мэрии. Результаты работы комиссии были обнародованы, однако до уголовного дела не дошло", - написал Борис Немцов в блоге "Эхо Москвы".
До этого будущий бизнесмен, по данным доклада "Путин. Коррупция" "работал на нефтеперерабатывающем заводе в городе Кириши и занимал малоприметную должность в торговом отделе завода. В компетенцию Тимченко тогда входила организация сделок по экспорту нефтепродуктов".
А экономист Андрей Илларионов, вошедший в Координационный совет оппозиции, в своем интернет-дневнике пытается дать ответ на три вопроса: "На каком основании компания Тимченко получила право на экспорт нефтепродуктов", "кто обеспечил прикрытие" и "почему не дошло до уголовного дела".
Менять нефтепродукты на блага зарубежных цивилизаций петербургским чиновникам во главе с Путиным позволило разрешение тогдашнего вице-премьера Егора Гайдара, противоречившее постановлению правительства о введении моратория на квотирование на экспорт нефти, пишет Илларионов в блоге. В подтверждение своих слов он приводит документы из доклада Марины Салье.
Илларионов: Гайдару Путин был дороже родного правительства
"Крышевание" незаконного экспорта нефти, считает Илларионов, обеспечил все тот же Гайдар, к которому обратились Путин и мэр Петербурга Анатолий Собчак. Дело в том, отмечает оппозиционер, что чуть ранее правительство дало исключительные права по выдаче лицензий только КВЭС (Комитету по внешним экономическим связям) при МИДе. Из-за этого, продолжает Илларионов, была аннулирована лицензия петербургских властей и прекратилась их отгрузка товаров на экспорт. Тогда Путин обратился к руководству городской таможни, а Собчак - к Гайдару, и последний выдал Петербургу разрешение на экспорт: " В.В.Путину под личную ответственность".
"Личное отношение к чиновнику петербургской мэрии Путину оказалось для Гайдара более весомым, чем решения своего собственного правительства", - отмечает блоггер.
"Если бы не было незаконных решений Гайдара и Собчака…"
Далее он пытается разобраться, почему обвинения комиссии Салье не нашли отклика в прокуратуре. А обвинения, согласно докладу ленинградских депутатов, были серьезные: "Общая сумма потерь города от первого пакета квот и лицензий… составила 92 миллиона долларов. Всего же мэрии Санкт-Петербурга гайдаровское правительство выдало квот и лицензий, по данным Марины Салье, на сумму около одного миллиарда долларов. Из них не менее 850 миллионов долларов "сгинуло" в недрах КВС, руководителем которого был В.Путин".
"Вся указанная афера, включая колоссальные потери для жителей Санкт-Петербурга и всех граждан нашей страны, успешный бизнес Г.Тимченко, политическую карьеру В.Путина, не состоялась бы, если бы не было незаконных решений Е.Гайдара и А.Собчака… Тогда, возможно, и вся история нашей страны, как минимум с 1999 года, могла бы оказаться иной", - пишет Илларионов.
"Когда петербургские депутаты… провели расследование и потребовали по его результатам отстранения от дел В.Путина и А.Собчака, то российское правительство встало на сторону руководства петербургской мэрии, - продолжает блоггер. - Более того, российское правительство лишило юридических полномочий по выдаче экспортных лицензий регионального уполномоченного МВЭС А.Пахомова и передало их КВС В.Путина".
Дальнейшая судьба доклада Салье известна. Точнее, не известна: проверки, все же прошедшие на их основе, результатов не дали. Точнее, эти результаты затерялись.