milano.it

Микеланджело Меризи да Караваджо, один из самых влиятельных мастеров эпохи стиля барокко, скончался не от болезни, как принято думать, а от удара кинжалом, утверждает неаполитанский историк Винченцо Пачелли.

Альтернативная версия событий содержится в выходящей в ближайшие дни книге "Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо между искусством и наукой" (Michelangelo Merisi detto Caravaggio tra arte e scienza), подготовленной совместными усилиями историков, реставраторов, медиков и специалистов по радиографическим исследованиям, сообщает РИА "Новости".

Полутора годами ранее итальянским ученым удалось установить точное место захоронения художника в тосканском городке Порто-Эрколе. Попал он туда по дороге в Рим, где надеялся в обмен на картину добиться у кардинала Сципиона Боргезе отмены смертного приговора, вынесенного в 1606 году римскими властями за убийство приятеля, кредитора и соперника Караваджо по имени Рануччо Томассони.

Бегство из Рима завело мастера вначале в Неаполь, затем на Мальту, откуда тоже пришлось бежать из-за ссоры с одним из влиятельных рыцарей, потом на Сицилию и в конце концов обратно в Неаполь. В 1610 году, решив вымолить себе прощение на родине, 38-летний художник выехал из Неаполя в Рим, но в городке Пало, близ порта Чивитавеккья, был арестован. Судно с картиной, призванной гарантировать помилование, отправилось дальше без него. Согласно канонической версии биографии, владевшие городом маркизы Орсини в конце концов отпустили художника и даже снабдили его судном, чтобы он мог догнать свой багаж, но в результате всех перипетий Караваджо заболел и скончался в пути.

Пачелли, однако, утверждает, что художник умер еще в Пало, причем в результате покушения, организованного мальтийскими рыцарями по указанию Римской курии, которой, по мнению ученого, "было удобно устранить человека, ставившего под сомнения догматические принципы церкви и обращавшегося со святынями безо всякого почтения". Известно, в частности, что от хранящейся сейчас в галерее Боргезе "Мадонны Палафреньери" церковь отказалась из-за слишком откровенного наряда Марии.

Годом ранее в Неаполе на жизнь художника уже покушались, но тогда ему удалось выжить, хоть и с изуродованным до неузнаваемости лицом. Теперь он уже не смог спастись, а его тело, согласно новой версии, было выкинуто в море - именно поэтому в архивах не сохранилось никаких упоминаний о захоронении художника, зато, как выяснил Пачелли, в переписке между кардиналом Сципионом Боргезе и папским нунцием Деодато Джентиле в качестве места смерти Караваджо называются окрестности Неаполя.