letov.ru

Премию имени Сергея Курехина в области современного искусства во второй раз вручили в Петербурге поздно вечером в пятницу, передает РИА "Новости".

Премия Курехина, учрежденная в 2009 году, присуждается художникам, кураторам и музыкантам, так или иначе развивающим идеи знаменитого создателя "Поп-механики", причем главными принципами отбора организаторы называют "поиск новых форм взаимодействия искусств, провокационность, импровизацию и непредсказуемость творческого результата".

Основатель премии Анастасия Курехина и режиссер Сергей Соловьев, вручавшие гран-при "Поп-механика", сразу оговорились, что с главным призом этого года жюри никак не могли прийти к согласию и, поскольку голоса поделились пополам, было решено вручить две равноправных премии. Первенство поделили петербургский "Театро ди Капуа" за постановку "Медея. Эпизоды", соединившую эстетику панк-концерта и авангардистского театра, и работа "Три струнных квартета для одного видео" нижегородских видеохудожников из объединения "Провмыза", ранее награждавшихся на кинофестивале в Роттердаме и участвовавших в программе "Горизонты" Венецианского кинофестиваля.

Не возникло абсолютного единогласия у жюри и в номинации "Искусство в общественном пространстве". Здесь основной приз получили Борис Казаков и Марина Алексеева за проект "Маршрутка": они создали видеомаршрутку, где вместо лиц пассажиров в окнах на экранах транслировался авторский видеоряд. Специальный приз по настоянию ряда членов жюри был также вручен работе "Акт" объединения "Паразит".

Лучшим произведением визуального искусства была признана видеоинсталляция "Зал ожидания" юного художника Максима Свищева, попытавшегося передать ощущение человека, ожидающего своего вылета в аэропорту. Накануне Свищев получил право на поощрительную поездку в Париж в рамках конкурса "Инновация".

За поэтический перформанс наградили Наталью Першину-Якиманскую, также известную как Глюкля, которая пожелала зрителям "бороться вместе". А приз за лучший кураторский проект увезла в Киев Катя Бочавар, награжденная за визуальную арт-программу фестиваля Gogol Fest.

Помимо пяти основных номинаций также были присуждены две почетные премии музыкантам: "Этно-Механика" и "Электро-Механика". Первая награда досталась world music дуэту "Гурзуф", состоящему из аккордеониста Егора Забелова и барабанщика Артема Залесского. Премией за электронный проект был награжден уже легендарный дует Ильи Барамия и Александра Зайцева "Елочные игрушки", ответственный не только за состояние современной отечественной электроники, но также и за появление на музыкальной сцене ряда молодых коллективов.

В ходе церемонии и предваряющей ее пресс-конференции члены жюри и организаторы неоднократно подчеркивали, что искусство Курехина представляется им неизменно "живым" и даже "отвязным", а саму премию не раз сравнивали с премией Кандинского и "Инновацией". Правда, председатель городского комитета по культуре Антон Губанков в своей открывающей церемонию речи назвал арт-группу "Война", отмеченную "Инновацией", "пиарным отстоем, а не искусством".

В жюри этого года входили заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, его коллега Олеся Туркина, директор музея современного искусства PERMM Марат Гельман, комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, музыкант Всеволод Гаккель, музыкальные критики Александр Кан и Артемий Троицкий, кинокритик Михаил Трофименков, продюсеры Андрей Тропилло и Александр Чепарухин, учредитель проекта "Новый музей" Аслан Чехоев, директор "МедиаАртЛаб" Ольга Шишко и независимый режиссер Евгений Юфит.