© РИА Новости /Геннадий Авраменко

Фильм Андрея Кончаловского "Рай" о русской аристократке, оказавшейся вконцлагере во время Второй мировой войны, выдвинут от России на премию"Оскар" в понедельник, 19 сентября, на заседании российскогооскаровского комитета во главе с режиссером Владимиром Меньшовым,сообщает РИА "Новости".

ТАСС режиссер прокомментировал решение комитета так: "Ну что же, я незнаю, спасибо коллегам. Это как-то все мимо меня проходило. Ну что же,хорошо, надо соглашаться".

"Рай" был не единственным претендентом, но за него проголосовалибольшинство членов комитета из 15 человек. "Обсуждали нескольковариантов - были голоса за "Ученика" Кирилла Серебренникова, "Экипаж"Николая Лебедева и "Милого Ханса, дорогого Петра" Александра Миндадзе.Но за "Рай" было отдано голосов больше, чем в совокупности за всеостальные картины", - рассказал "Известиям" продюсер,член оскаровского комитета Александр Роднянский.

Он объяснил решение сочетанием трех факторов: "У Кончаловского- "Серебряный лев" за режиссуру. Это очень хорошая платформа. Второе -нужна очень хорошая западная пресса: у "Рая" она отличная. Третье - уКончаловского большое международное имя, он крупная фигура. Это оченьдостойный кандидат от России. На данный момент не может быть лучше".

В главной роли в "Рае" снялась жена режиссера Юлия Высоцкая. Еегероиня Ольга, помогавшая французскому Сопротивлению и спасавшаяеврейских детей, оказывается в плену у фашистов. В картине есть двавлюбленных в нее героя - любитель Чехова, француз-коллаборационистЖюль и высокопоставленный немецкий офицер СС Хельмут. Их сыгралиФилипп Дюкен и Кристиан Клаусс. В фильме также снимались ВикторСухоруков, Петер Курт и другие известные актеры.

"Ольгу арестовывают за то, что она прячет от нацистской облавыеврейских детей, - рассказывается в синопсисе. - Ее дело ведет Жюль.Он увлекается ею и в обмен на интимные отношения, кажется, готовсмягчить участь заключенной, но этому не суждено случится. Призрачнаянадежда на свободу сменяется жестокой действительностью - Ольгапопадает в немецкий концлагерь. Здесь она встречает Хельмута, которыйкогда-то в прошлом был безнадежно влюблен в нее. Между нимизавязываются странные, болезненные отношения. Нацисты уже близки кпоражению, и Хельмут решает спасти Ольгу из концлагеря и бежать с нейв Южную Америку. Ольга, утратившая надежду на свободу, соглашается, нов последний момент осознает, что ее представление о рае изменилось".

Фильм снят в черно-белом цвете, история разворачивается как серияинтервью с главными героями, перебивающаяся реконструкциями описанныхсобытий. "Фильм напоминает попытку соединить отдельные эпизоды,найденные куски пленки, где не все элементы сюжета были обнаружены,одним из важных элементов языка являются монологи-исповедиперсонажей", - говорится на сайте Кончаловского.

Режиссер рассчитывает, что зрителю будет "не так легко понять, ктохороший, а кто плохой" в его фильме. В интервью НТВ, рассуждая освоей картине, режиссер отметил, что это фильм "о соблазне зла"."Мы жеочень часто начинаем дело, а потом оно оказывается недобрым, и мыговорим: мы не знали. Но более искренние и отважные люди говорят: да,я знал, что это будет зло. Зло же очень часто выглядит как добро.Очень часто самые страшные вещи делаются с абсолютным убеждением илипод предлогом того, что делается добро. Например, установлениедемократии в Ливии, или в Сербии, или в Ираке. Это очень благороднаямысль - права человека, личности, демократия, а что в результате? Этослучается очень часто в истории человечества, когда зло выглядит какдобро и очень соблазнительно".

"Вторая мировая война - пример того, как целая нация "провалилась" взло, - объяснил "Известиям" выбор темы фильма Андрей Кончаловский. -Идея Нового мира в равной мере захватила умы пекарей, учителей ипредставителей знатных фамилий. Если бы зло не рядилось в красивыеодежды, не так рьяно все кидались бы в этот омут, в эту мутную реку.Но чтобы зло было соблазнительным, оно не должно выглядеть как зло. Итогда можно обнаружить, что идея устранить целую нацию не толькодопустима, но кажется единственно возможным решением: "Да, я служузлу, потому что в результате это будет добро".

На 73-м Венецианском международном кинофестивале в начале сентября "Рай"получил "Серебряного льва" за режиссуру. Премьера картины состоялась 8 сентября 2016 года в рамках основного конкурса Венецианскогокинофестиваля.