www.arts-museum.ru

Выставка 11 картин кисти знаменитого мастера эпохи Возрождения Тициана открывается сегодня в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина, сообщает ИТАР-ТАСС.

"В экспозиции представлены работы из 10 итальянских собраний, восемь из них являются абсолютными шедеврами, - отметила директор музея Ирина Антонова. - Почти половина из полотен ранее никогда не покидали пределы Италии".

По словам посла Итальянской Республики в РФ Антонио Дзанарди Ланди, "публика сможет сопоставить картины на выставке с работами мастера, которые хранятся в российских собраниях. Например, работу "Даная" из собрания Фарнезе - с одноименной работой, хранящейся в Государственном Эрмитаже". По словам посла, было непросто уговорить итальянские музеи на время выставки расстаться с шедеврами, ведь они являются главными жемчужинами их коллекций.

"Италия XVI века - время создания фундамента, на котором развивалась история искусства, - отметила куратор выставки Виктория Маркова. - Тициан создал новый язык европейской живописи, создал идеал красоты, который являлся квинтэссенцией жизни". По мнению второго куратора смотра Джованни Вилла, все художники последующих веков раскрывали достижения Тициана, ведь мастеру удалось соединить в работах величие Микеланджело, изысканность Рафаэля и саму суть природы. Тициан "рассказывал" о чувствах и человеческих эмоциях, а также раскрыл сущность и чувственность женской красоты.

Экспозиция в ГМИИ является самой представительной выставкой картин мастера, привезенных в Россию из-за рубежа и делится на три части - здесь показаны три типа сюжетов: религиозный, мифологический и портрет.

Среди экспонатов - всемирно известный "Портрет Томазо Мости", созданный в 1520 году и насыщенный психологизмом. По предположениям специалистов, на картине изображен знатный господин из Феррары. Благодаря реставрации, полотну, выдержанному в серо-серебристых тонах, была возвращена изначальная колористическая красота. Единственное цветовое пятно на картине - лазурная шелковая лента, которой завязан карманный томик стихов Петрарки в руке юноши.

В части экспозиции, рассказывающей о картинах мастера на мифологические сюжеты, публика увидит "Венеру, завязывающую глаза Амуру" (1565). Сюжет картины необычен - полотно представляет аллегорию любви, персонифицированную в образе Венеры, соединяющую проницательность и страсть. Золотистый колорит полотна нарушают вспышки красного в одеждах нимф и сияющий голубой в одеянии Венеры. Эти же краски находят отражение в радужных крыльях Амура и пейзаже с горами на горизонте.

Монументальная работа "Благовещание" (1563 - 1565) располагается в разделе экспозиции с полотнами на религиозные темы. Этот алтарный образ для церкви Сан Сальвадор в Венеции впечатляет своей масштабностью - 410 на 240 см. Произведение впервые было вывезено за пределы Италии. Картина - образец позднего Тициана, на ней в струящемся свете под непринужденной кистью художника сюжет предстает как неожиданное видение, чуть ли не полностью лишенное всякой материальности. Живописная ткань Тициана состоит из тончайшего цвета, способного правдоподобно изобразить фигуры на холсте.

Среди других шедевров на выставке - "Флора", "Даная", "Мадонна с Младенцем", "Крещение Христа".

Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) родился и практически всю жизнь прожил на венецианской земле. Он оставил неизгладимый след в живописи, определив ее развитие на столетия вперед. Художник выполнял заказы богатейших домов Европы - от Папы Римского до испанского короля, герцогских фамилий Эсте и Гонзага и стал первым мастером, считающимся по-настоящему европейским.

Выставка в ГМИИ продлится до 29 сентября.