change.org

На Пиренеях судьей может стать человек, способный наиболее убедительно играть роль неподкупной Фемиды, которую часто изображают с завязанными глазами. Генеральный совет судебной власти (CGPJ) Испании единогласно принял решение разрешить незрячему жителю Вальядолида Габриэлю Пересу участвовать в конкурсе на судейское кресло.

Тем самым молодой юрист Габриэль Перес получил шанс стать первым слепым испанским судьей, пишет Terra Espana. Чтобы получить работу своей мечты, он обратился за помощью к интернет-сообществу и получил мощную поддержку.

В июле 2013 года выпускник факультета права Габриэль Перес подал в CGPJ прошение с единственным вопросом: "Может ли слепой человек, как я, выполнять функции судьи?" Сначала он даже не удостоился ответа, но в марте 2014 года комиссия решила более детально изучить проблему.

К тому времени Перес разместил на интернет-сайте Change.org свое обращение к обществу. В нем юрист выражал недоумение, почему власти Испании игнорируют его запросы и не дают возможности инвалидам становиться судьями. В то же время, по словам Габриэля, в Бразилии или Великобритании такая практика уже существует.

Под петицией Переса подписались 114516 человек, и испанские власти больше не могли от него отмахнуться.

Текст принятого CGPJ постановления гласит, что 49-я статья Конституции обязывает органы государственной власти интегрировать лиц с ограниченными возможностями и защищать их права, в число которых входит равенство условий на госслужбе. Помимо этого, комиссия выступает за отмену 303 статьи Органического закона о судебной власти, которая запрещает доступ к карьере судьи лицам с психическими или физическими ограничениями.

Единственным дополнительным условием для приема слабовидящих людей в судейское сообщество должна быть адаптация рабочего места к их физическому состоянию.

Перес не был первым испанским инвалидом по зрению, вступившим в борьбу с администрацией по вопросам допуска к карьере чиновника. 25 лет назад молодой человек по имени Мариано Руис попытался сдать экзамены на должность прокурора, пишет газета "Слово". Он успешно закончил университет, а его друзья записали все необходимые для подготовки материалы на аудиокассеты.

Сдав первый экзамен, Мариано был отстранен от отборочного процесса на этапе медицинского освидетельствования. Поводом для этого стали нарушения зрения.

Хотя курьезная попытка стать слепым прокурором окончилась неудачей, Руис смог сделать блестящую карьеру в спорте и общественной жизни. В его активе пять золотых медалей Паралимпийских игр. Кроме того, он занял должность старшего техника общества слепых ONCE.

Добавим, что на сегодняшний день слепые судьи работают не только в Бразилии и Великобритании, но также в Перу и Франции. А права инвалидов защищают не только законы отдельных государств, но и Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая в 2006 году. Она была ратифицирована и Испанией.

Один из основополагающих принципов Конвенции гласит, что международное сообщество обязуется "расширять участие инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни при равных возможностях".

Слепой адвокат из Осетии

В российской судебной системе тоже есть слепые на ответственных должностях, правда, не судейских. Несколько месяцев назад газета "Аргументы и факты" писала о незрячем адвокате из Северной Осетии.

Юрист Руслан Дзалаев ослеп в возрасте 11 лет, когда шальная пуля попала ему в висок. Через два года мальчик попал в Грозненский интернат для слепых, а уже через месяц новичок освоил азбуку Брайля.

После 8 класса Дзалаева, как отличника, направили в Москву для продолжения учебы. В школе-интернате N1 Руслан научился печатать на машинке и получил специальность слесаря-сборщика. Он также занялся легкой атлетикой и плаванием.

Азы юриспруденции будущий адвокат познавал в Государственном североосетинском университете, который закончил на "отлично". Дзалаев учился по основной программе, лекции записывал на диктофон, а потом учил наизусть. Родные читали ему юридическую литературу, а Уголовный кодекс Руслан знает наизусть.

В адвокатской практике обостренный слух слепого играет важную роль. "Мой слух - это мой детектор лжи. Я не вижу человека, но легко узнаю: врет он или нет. Мимикой и жестами можно обмануть. Но вот голос - он всегда выдаст", - говорит Дзалаев.

Не раз на заседаниях суда по голосу Дзалаев уличал лжесвидетелей, пытавшихся подтасовывать факты.

От защиты предполагаемого преступника за свою тридцатилетнюю практику Дзалаев отказывался всего несколько раз. Руслан отказывается защищать насильников и тех клиентов, которые не вызывали доверия.

При этом адвокат берется за самые громкие преступления. Однажды Дзалаев защищал человека, которому грозило 12 лет колонии. Адвокат обратил внимание на мелкое, но существенное противоречие в деле: один эксперт написал, что в машине обнаружен отпечаток указательного пальца правой руки его подзащитного, а другой - часть правой ладони. На суде Руслан сказал об этом, и судья признал подсудимого невиновным. "Следователь мне тогда жаловался, что если бы он раньше заметил, то все исправил бы", - говорит Дзалаев.

Стажеры юрфаков североосетинских вузов мечтают попасть на практику к слепому юристу.