reepl.ru

Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя присуждение Нобелевской премии британскому ученому Роберту Эдвардсу за исследования в области искусственного оплодотворения, заявил РИА "Новости", что не видит в этой медицинской технологии ничего дурного при условии сочетания ее с традиционными нравственными нормами - супружеской верностью и уважением к зародившейся человеческой жизни.

"В экстракорпоральном оплодотворении нет ничего дурного, если оно совершается в контексте супружеского союза (речь идет об оплодотворении жены клетками мужа) и если в ходе этого не заготавливаются так называемые избыточные эмбрионы, обреченные на смерть", - сказал Чаплин.

Он с сожалением отметил, что представитель Католической церкви, выступивший на эту тему, "прав, когда говорит о сформировавшемся рынке эмбрионов, рынке спермы". Все это, по словам Чаплина, разрушает целостность супружеского союза и моральные основы личности.

"Вот почему применение этой технологии нужно соотносить с нравственными ценностями - ценностями супружеской верности, целостностями семьи и личности, уважением к эмбриону, то есть развивающемуся человеку", - призвал служитель РПЦ.

Напомним, что накануне заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Николай Балашов, комментируя присуждение премии Эдвардсу, заявил, что "Церковь считает морально неприемлемыми все те методы ЭКО, которые связаны с заготовлением и последующим уничтожением так называемых "избыточных" эмбрионов".

Он подчеркнул, что позиция Церкви основана на том, что "эмбрион - это будущий человек, а не просто скопление клеток или часть организма матери", а Церковь "защищает достоинство человеческой жизни от момента ее зачатия до естественной кончины человека". Кроме того, он напомнил, что методы ЭКО нередко бывают связаны с использованием так называемого донорского генетического материала, что "создает нравственные проблемы у человека, рождающегося в результате такой процедуры".

"Теоретически у него могут быть два отца: "биологический" и воспитавший его, две матери: "биологическая" и та, которая вынашивала его во время беременности", - пояснил священник. По его мнению, как и в случаях так называемого "суррогатного материнства", применение подобных методик может "поставить под вопрос идентичность человека, его самопонимание".

"Исходя из этих соображений, Русская православная церковь не может считать оправданным использование технологий, ставящих под сомнение уникальность человеческой личности и восприятие человеческой жизни как дара Божия", - подчеркнул Николай Балашов.

Российские протестанты осуждают присуждение премии за ЭКО

Недовольство присуждением Нобелевской премии за ЭКО выразили российские протестанты.

По словам епископа Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Константина Бендаса, "человечество и ученое сообщество попало в абсолютное обольщение, наградив того человека, который, возможно, желал сделать доброе, но, не имея определенных моральных устоев, просто узаконил и ввел в медицинскую практику еще один способ убийства неродившихся детей".

"Сегодняшняя практика ЭКО абсолютно неприемлема, поскольку она предполагает убийство "лишних" людей", - убежден Бендас.

Епископ добавил, что вопросы, связанные с ЭКО, четко освещены в "Социальной позиции протестантских церквей России", которая вышла в новой редакции в 2009 году, сообщает РИА "Новости".

"Протестантские церкви России выражают озабоченность в связи с широким распространением в нашей стране искусственного зачатия с использованием экстракорпорального оплодотворения, при котором происходит умерщвление так называемых "лишних", избыточных эмбрионов. Считаем такую практику недопустимой для христиан, так как зарождение одной жизни не должно оплачиваться другой жизнью", - говорится в разделе Позиции о биомедицинской этике.

Как и большинство христианских Церквей, российские протестанты определяют момент начала человеческой жизни с секунды зачатия.

"Уже с этого момента мы говорим о зародившейся жизни как о человеке, личности, сотворенной Богом, мы не говорим о нем как о ткани, плоти, эмбрионе и так далее", - сказал Бендас.

Главный раввин РФ приветствует присуждение Нобелевской премии за ЭКО

Между тем главный раввин России Берл Лазар (Федерация еврейский общин России - ФЕОР) приветствует решение о присуждении Нобелевской премии 2010 года по медицине британскому ученому Роберту Эдвардсу за технологию экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Об этом сообщил РИА "Новости" пресс-секретарь главного раввина Андрей Глоцер.

"Я считаю абсолютно правильным награждение Эдвардса Нобелевской премией", - отметил главный раввин в своем комментарии по поводу решения Нобелевского комитета.

"Сам факт, что ученый придумал технику искусственного экстракорпорального оплодотворения, - на наш взгляд, это не просто доказательство научного прогресса, это подвиг, позволяющий многим тысячам супружеских пар обрести счастье родительской любви", - подчеркнул Лазар. "Наша Тора приветствует все возможности науки, которые способствуют добавлению жизни в этот мир", - добавил он.

Отметив, что первая заповедь, содержащаяся в Торе, - "плодитесь и размножайтесь", главный раввин сказал, что "долг верующего человека делать все, чтобы продолжать и умножать свой род, не нарушая при этом других религиозных законов".

Что касается искусственного оплодотворения, то иудейские авторитеты решают этот вопрос в зависимости от конкретного случая. Если супруги по объективным причинам медицинского или физиологического характера не могут зачать и родить детей обычным путем, в принципе, они вправе прибегнуть к искусственному оплодотворению - в том числе и экстракорпоральным способом, если иного варианта нет. В случае, когда женщину оплодотворяют спермой ее мужа, это практически всегда соответствует иудейскому закону, отметил главный раввин.

"Разумеется, всегда существует опасность, что открытием воспользуются недостойные люди, но это происходит с любым открытием, с любой новой техникой или технологией", - отметил Лазар. "Ножом можно резать хлеб, а бывает, что его используют для убийства, но это же не значит, что кузнец, сделавший нож, в чем-то виноват", - пояснил он.

Как напоминает РИА "Новости", Эдвардс работал над технологией создания "детей из пробирок" с 1950-х годов, однако успеха добился лишь в 1978 году, когда 25 июля у британской пары Лесли и Джона Браун после девяти неудачных попыток зачатия появилась дочь Луиза. Девочка родилась здоровой путем кесарева сечения в клинике Bourn Hall, основанной Эдвардсом. С тех пор более 4 миллионов детей появились на свет по разработанному ученым методу.

Согласно статистике, 10% супружеских пар во всем мире страдают бесплодием, и экстракорпоральное оплодотворение является для них единственным шансом завести ребенка. Коллеги британского ученого, хотя и гордятся достижениями своего учителя, не понимают, почему премия нашла его только сейчас, когда здоровье уже не позволяет ему в полной мере радоваться признанию.