patriarchia.ru

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил 12 июня в честь праздника Троицы литургию в главном духовном центре России, Свято-Троицкой Сергиевой лавре. По традиции сюда на Троицу приезжают тысячи христиан. Этот великий христианский праздник прославляет Бога в трех его ипостасях - Отца, Сына и Святого Духа.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, говоря о сути праздника, Патриарх напомнил, что именно в этот день - "пятидесятый день после Воскресения - Господь даровал Церкви Своей Духа Святого - Духа, который и преображает нашу жизнь, возносит нас от земли к небу и дарует нам спасение".

"Только в Боге, во Христе, в Духе Святом человек обретает полноту жизни для нашего земного бытия и для жизни вечной в Царствии Божием", - подчеркнул Патриарх.

Он пожелал каждому человеку "пережить радость благодати Божией" - "пусть Господь каждому по его силам, способности к покаянию дает благодать Духа Святого, спасающего и преображающего человека для Божьего Царства".

На второй день праздника Церковь особо отмечает День Святого Духа. 13 июня предстоятель РПЦ совершил литургию в Успенском соборе Московского Кремля, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на пресс-службу Патриарха.

О Дне Святой Троицы (Пятидесятнице)

На пятидесятый день (в восьмое воскресенье) после празднования Пасхи отмечается День Святой Троицы (Пятидесятница). Согласно книге Деяний апостолов (2:1-12), в день Пятидесятницы - ветхозаветного праздника Седмиц (Второзаконие, глава 16, стихи 9-10; Числа, глава 28, стих 26) - на апостолов впервые сошел Святой Дух, что явилось для учеников Иисуса знаком исполнения библейского пророчества (Книга пророка Иоиля, глава 2, стих 28) и наступления новой мессианской эры.

Подобно тому, как иудейская Пятидесятница (дарование пророку Моисею Закона на горе Синай) представляет собой завершение пасхальной истории, так и христианская Пятидесятница является кульминацией евангельских пасхальных событий, поскольку в этот день Иисус Христос послал Святого Духа Своим последователям. Так же, как дарование Закона на горе Синай положило начало иудейской религии, дарованием Святого Духа началось распространение христианской вести "до края земли" (Деяния апостолов, глава 1, стих 8).

Праздник получил название День Святой Троицы, поскольку, согласно христианскому вероучению, с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества - Отца, Сына и Святого Духа - в спасении человека.

Празднование Дня сошествия Святого Духа установилось еще в апостольское время, но официально праздник вошел в христианский календарь в конце IV века, когда на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.) Церковь приняла догмат о Троице.

У христиан сохранилась и ветхозаветная традиция украшать в праздник Пятидесятницы храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами (Левит, глава 23, стихи 10-17). Кроме того, украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает священную Мамврийскую дубраву, где, по библейскому преданию, патриарха Авраама посетил Триединый Бог под видом трех странников (Книга Бытия, глава 18, стихи 1-16).

Будучи великим праздником, Пятидесятница отмечается в течение семи дней. Восточная Церковь в понедельник после Пятидесятницы празднует День Святого Духа. В этот день совершается особое богослужение, во время которого Святой Дух прославляется как Третье Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы. Торжества оканчиваются в субботу, когда совершается отдание праздника Пятидесятницы.

В западной традиции цикл Пятидесятницы объединяет несколько торжеств: на пятидесятый день (восьмое воскресенье) после Пасхи отмечается празднование Сошествия Святого Духа на апостолов (Pentecoste); на восьмой день (октаву) праздника отмечается День Пресвятой Троицы, в четверг после праздника Пресвятой Троицы отмечается праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Domini), посвященный прославлению таинства евхаристии (в этот день во время богослужения совершается торжественная процессия и поклонение Святым Дарам). Цикл Пятидесятницы завершают два праздника: Пресвятого Сердца Иисуса, отмечаемый в пятницу, и Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемый в субботу после октавы (восьмого дня) праздника Тела и Крови Христовых.

Традиция почитания Сердца Иисуса и Сердца Марии западными христианами относится еще к XI-XII векам. По учению Западной церкви, Сердце Иисуса является символом особой любви Иисуса Христа к человеку и олицетворяет надежду на спасение всякого верующего во Христа. Сердце Марии символизирует ее особую любовь к Иисусу Христу, а также милосердие и сострадание ко всему человечеству, за спасение которого она непрестанно возносит молитву. Праздник Сердца Марии был внесен в календарь Западной церкви в 1648 году, а праздник Сердца Иисуса - в 1765 году Папой Климентом XIII. Во время этих праздников также совершается выставление на алтарь Святых Даров и поклонение им.

У славянских народов праздник Троицы по времени совпадал с Зелеными святками - циклом летних языческих празднеств (русалий), связанных с почитанием духов растительности. Со временем название "Зеленые святки" закрепилось за праздником Троицы и сохраняется до сих пор во многих славянских языках. В обрядах одного из этих празднеств - семика - особое значение имела береза. Отсюда возник обычай украшать в праздник Троицы храмы и дома именно березовыми ветвями, а в сельской местности водить вокруг березок хороводы.