AFP

Сегодня израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт начинает свой первый визит в Москву. Эта трехдневная поездка совпадает с 15-й годовщиной установления дипломатических отношений между Россией и еврейским государством. Этого визита с нетерпением ждала российская еврейская община, которая переживает явный подъем, хотя и сталкивается с проявлениями антисемитизма, отмечает сегодня французская Le Figaro (полный текст на сайте InoPressa.ru).

В четверг Эхуд Ольмерт посетит Еврейский общинный центр на севере Москвы, торжественно открытый в 2000 году самим президентом Путиным. Это здание, внешне похожее на штаб-квартиру какой-нибудь современной фирмы, претендует на то, чтобы быть крупнейшим в Европе центром еврейской общинной жизни, символом активности российской еврейской общины. Представители тысяч семей не только молятся в синагоге, которая составляет основу комплекса, но и встречаются на этажах, чтобы бесплатно "погулять" в интернете, позаниматься спортом или посетить один из лучших кошерных ресторанов столицы, отмечает газета.

По данным переписи 2001 года, в ходе которой гражданам предлагалось назвать свою религиозную принадлежность, в России насчитывается 300 тысяч евреев. В действительности их намного больше. Федерация еврейских общин России и представляющий ее Главный раввин России Берл Лазар считают, что только в Москве евреев 600 тысяч, а в стране в целом – более миллиона. И это несмотря на массовую эмиграцию, вызванную крушением СССР (1 миллион выехал в Израиль, столько же – в США).

Есть ли антисемитизм в России?

Беспокоит ли еврейскую общину – на фоне нынешнего всплеска ксенофобии (преследования грузин, поощряемого государством, постоянных нападений на иностранных студентов) – антисемитизм? – задается вопросом Le Figaro.

Эта "проблема существует с того дня, когда родился первый еврей", – приводит газета слова другого Главного раввина России (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России) Адольфа Шаевича, штаб-квартира которого находится в Московской хоральной синагоге – здании, построенном сто лет назад (эту синагогу также посетит Эхуд Ольмерт).

По ироничному замечанию Аллы Гербер из центра "Холокост", антисемитизм – "это святое, это то, что сидит в наших русских генах". Адольф Шаевич, со своей стороны, заявляет, что "в новой России постоянно происходят нападения на синагоги, оскверняются кладбища, звучат оскорбления". При этом, "вся антисемитская литература выпускается совершенно свободно", – подчеркивает он.

Иудейская община России пережила шок, когда 11 января 20-летний скинхед ранил ножом девятерых евреев в одной из семи московских синагог. Все пострадавшие выжили. На процессе Александр Копцев, приговоренный 15 сентября к 16 годам лишения свободы, рассказал, что читал "Майн Кампф" и посещал интернет.

В Сети "полно антисемитских сайтов", отмечает Алла Гербер. Внучка украинских ссыльных, дочь инженера, павшего жертвой "антисионистских" сталинских чисток, Алла Гербер, которая была депутатом в годы правления Ельцина, борется против забвения. В стране, участвовавшей в "великой войне с фашизмом", стране, армия которой освобождала Освенцим, "геноцид остался запретной темой", говорит она.

Уже десять лет Алла Гербер борется за создание в России музея Холокоста. Во время одного из своих визитов в Москву Ариэль Шарон поднимал вопрос об этом перед Владимиром Путиным. Кремль обещал, что памяти о геноциде будет посвящено несколько залов музея Великой Отечественной войны. Но уже больше двух лет центр "Холокост" ждет конкретных дел. Путин ни разу не обращался с посланием к общине по случаю отмечаемого ежегодно дня освобождения Освенцима, как это делал Ельцин, отмечает Алла Гербер. Среди "силовиков", утверждает она, "есть антисемиты". Алла Гербер, участвующая в правозащитном движении, фигурирует наряду с журналистской Анной Политковской, убитой 7 октября, в списке "врагов России", опубликованном в интернете. Она регулярно получает письма с угрозами расправы.

Между тем, отмечает газета, в этой ситуации удивительно слышать утверждения Берла Лазара о том, что в 2005 году больше евреев приехало в Россию, чем выехало из нее. Некоторые семьи бежали от терроризма и войны на Ближнем Востоке. Многие, как утверждают Адольф Шаевич и Берл Лазар, вернулись "из-за лучших возможностей для профессиональной самореализации". Политический климат становится жестче, но экономическая притягательность страны по-прежнему сильна. В этом заключается парадокс нынешней России.

Берл Лазар, настроенный более оптимистично, чем Алла Гербер, уверяет: возвращение людей "показывает, что сегодня, слава Богу, еврей может жить в России как еврей и занимать любое положение в обществе, не подвергаясь шельмованию", отмечает, завершая публикацию, Le Figaro.