Moscow-Live.ru

В субботу вечером последователи иудаизма начнут отмечать Шавуот - праздника дарования Торы, который продлится в течение следующих двух дней.

"Сегодня мы вспоминаем о событии, определившем весь дальнейший путь нашего народа, всю историю евреев. Это событие произошло очень давно, более 3300 лет назад. Но каждый год мы должны вновь и вновь получать Тору - выходить на новый уровень познания, на новый уровень понимания, чтобы Тора стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас", - говорится в поздравлении главного раввина России Берла Лазара. Текст послания со ссылкой на пресс-службу раввина приводит портал "Интерфакс-Религия".

Как подчеркнул Лазар, главная задача человека в жизни заключается в том, "чтобы расти и богатеть духовно".

В свою очередь, президент ФЕОР (ФЕОР - Федерация еврейских общин России) Александр Борода в послании к верующим отметил, что Тору можно прочесть множество раз, и всякий раз находить ее новое толкование.

"Шавуот - это также прекрасная возможность для тех евреев, кто только начинает свой духовный путь, приблизиться и прикоснуться к миру Торы, который таит в себе всю мудрость еврейского народа", - подчеркнул Александр Борода.

О празднике Шавуот

Шавуот, праздник Седьмиц, или Пятидесятница, является одним из трех паломнических праздников, наряду с Песахом (еврейской Пасхой) и Суккотом (Праздником кущей). Он посвящается событию, не уступающему по своей исторической значимости Исходу из Египта: получению Торы, дарованной Всевышним пророку Моисею на горе Синай (Исход, 19). Богословская традиция иудаизма рассматривает Шавуот как "заключительный праздник Песаха".

В Священном Писании не указывается точная дата этого события, однако на основании книги Исход было подсчитано, что оно произошло в месяце сиван. Поэтому день памяти о Даровании Торы стали отмечать на 6-й день месяца сивана - в день завершения "отсчета Омера" и принесения в Храм пожертвования от урожая второй жатвы. Таким образом, Праздник урожая пшеницы и Откровение на Синае стали единым торжеством.

Поскольку дата праздника определялась путем отсчета семи недель от начала первой жатвы (Второзаконие, 16, 9-10), он получил название Шавуот (евр. "недели", или "седмицы"). Другое название праздника - "Пятидесятница" - произошло от греческого слова пентекоста ("пятьдесят") и указывает на то, что он отмечается на 50-й день после приношения в Храм первого снопа (Левит 23, 15-16).

В праздник Шавуот также отмечается кончина царя Давида: 6-го сивана его могилу посещает множество паломников.

В этот день по традиции синагоги украшаются цветами и зелеными ветвями. Во время богослужения читают Десять заповедей (Исход, 20, 2-17; Второзаконие 5, 6-21), которые слушают стоя, и свиток книги Руфь (Мегилат Рут), содержание которой наиболее ярко отображает смысл праздника: в ней присутствует тема сбора урожая и повествуется о том, как моавитянка Руфь приняла законы Торы и стала родоначальницей царской династии (царь Давид был ее правнуком). Многие остаются в синагоге на всю ночь для изучения Торы.

Так как праздник связан с Дарованием Торы, то обучение детей еврейским традициям обычно начинается именно в Шавуот.

Во время праздника принято употреблять в пищу молочные продукты и воздерживаться от мясного. Так соблюдается память о том, что до введения закона о чистоте пищи (Кашрут) без боязни осквернения можно было употреблять только молочные продукты. Одно из праздничных блюд всегда готовится из молока и меда: оно напоминает о "земле, в которой течет молоко и мед" (Второзаконие, 26, 9). По традиции к праздничному столу подаются творожные ватрушки.