Russian Look

В МВД решили разработать приказ, детализирующий норму закона "О полиции", которая разрешает стражам порядка воспользоваться чужим автомобилем "в случаях, не терпящих отлагательства". Самое главное новшество - появилась норма о возмещении по требованию понесенных автовладельцами расходов либо причиненного им ущерба.

Чаще всего речь идет о том, что авто используется без отстранения водителя от управления. "Ситуации, когда полицейский сам садится за руль, а автовладельца просит выйти, единичны", - заявил источник РБК daily в МВД.

Проектом приказа главы МВД Владимира Колокольцева предписывается обо всех случаях заимствования автомобилей у организаций и граждан сообщать рапортом в дежурную часть по месту службы полицейского. При этом рапорт должен оказаться в "дежурке" уже после использования чужого автотранспорта, а вот о самом факте "экспроприации" дежурный должен быть уведомлен по телефону, как говорится в приказе, "незамедлительно". По данным РБК daily, приказ будет подписан министром до конца этого года.

После спецоперации с привлечением машины, мотоцикла, а в некоторых случаях лодок, яхт, снегоходов, вертолетов и частных самолетов сотрудник полиции, согласно приказу, "передает транспортное средство оперативному дежурному органа внутренних дел по месту несения службы". При передаче осуществляется осмотр транспорта с использованием средств фото- и видеофиксации.

Извещение и передача собственнику его автомобиля - уже задача дежурного. Если полицейский не успел взять номер телефона, то владельца будут искать по госномерам. Если у автовладельца нет претензий к возвращенному автомобилю, то он расписывается в документе, подтверждающем это. Если же автолюбитель найдет царапины или посчитает, что из-за отъема автомобиля он понес материальный ущерб, он должен будет написать заявление тому же дежурному. Решать, стоит ли выплачивать гражданину упущенную выгоду и действительно ли автомобиль пострадал при погоне, будет начальник полицейского подразделения.

Сейчас акцент сделан на пресечении преступлений, преследовании преступников, в то время как закон "О милиции" сначала говорил о необходимости проезда к месту стихийного бедствия, доставлении в больницы граждан и уже потом о правоохранительной деятельности. "Исчезло и такое основание пользования транспортным средством, как следование к месту сбора личного состава по тревоге", - отмечает экс-замглавы правового департамента МВД, доктор юридических наук Иван Соловьев.

Юристы уже видят неприятные коррупционные возможности. Страж правопорядка, поцарапав авто, будет утверждать, что так и было, либо, наоборот, водитель, у которого машина уже была немного повреждена, станет утверждать, что передал ее в идеальном виде. Кроме того, у оперативников появится возможность чинить автомобили своих знакомых за бюджетный счет.