В руководстве Третьяковской галереи (ГТГ) признали, что при формировании выставки в Париже "Соц-арт
Art4.ru
В руководстве Третьяковской галереи (ГТГ) признали, что при формировании выставки в Париже "Соц-арт Политическое искусство из России" были допущены ошибки и пообещали "разобраться" с куратором Андреем Ерофеевым
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В руководстве Третьяковской галереи (ГТГ) признали, что при формировании выставки в Париже "Соц-арт
Art4.ru
 
 
 
Политическое искусство из России" были допущены ошибки и пообещали "разобраться" с куратором Андреем Ерофеевым
Art4.ru
 
 
 
В минувший понедельник глава Минкульта РФ Александр Соколов выступил против проведения в Париже выставки "Соц-арт", которую организует Третьяковская галерея
Art4.ru
 
 
 
Соколов выразил сожаление, что такую выставку проводит не частная галерея, "а наша национальная Третьяковская галерея"
Art4.ru

В руководстве Третьяковской галереи (ГТГ) признали, что при формировании выставки в Париже "Соц-арт. Политическое искусство из России" были допущены ошибки и пообещали "разобраться" с куратором Андреем Ерофеевым. "Мы благодарны агентству по культуре и кинематографии, что они сняли 17 работ с выставки, мы с ними совершенно согласны", - отметил гендиректор ГТГ Валентин Родионов в интервью "Коммерсант".

В свою очередь, замдиректора ГТГ Ирина Лебедева заявила, что "формат этой выставки был определен очень четко, и в его рамках готовилась выставка, составлялись списки; то, что туда попали несоответствующие этому формату работы, - наша недоработка".

Заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева заявила, что выставка "Соц-арт. Политическое искусство из России" будет открыта во Франции вовремя, передает "Интерфакс". "Выставка уже во Франции. Будет открыта своевременно, 19 октября. Насколько мне известно, она состоит из 180 работ", - заявила Иовлева. Она пояснила, что проведение выставки не оплачивается государством. "Ни одна выставка, которая идет за рубеж, не оплачивается налогоплательщиками", - сообщила Иовлева.

Между тем, ранее член Общественной палаты РФ, президент Славянского фонда России Галина Боголюбова сообщила, что именно государство финансирует расходы на таможенные пошлины, а также на транспортировку и обеспечение безопасности экспонатов, поэтому имеет право изымать неугодные работы.

Напомним, в минувший понедельник глава Минкульта РФ Александр Соколов выступил против проведения в Париже выставки "Соц-арт", которую организует Третьяковская галерея. "Если эта выставка там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется уже отвечать по полной", - заявил министр. По его словам, в Париж "вывозится та самая порнография, те самые целующиеся милиционеры, эротические картинки". "Я сделал все, что мог, чтобы она туда не поехала", - сказал А.Соколов.

Соколов выразил сожаление, что такую выставку проводит не частная галерея, "а наша национальная Третьяковская галерея". "После того, как святейший патриарх говорил во Франции о нравственности и духовности, первое, что делает Россия после этого - показывает там порнографию", - отметил он.

Отметим, выставка "Соц-арт" с успехом была показана в Москве, она понравилась как критикам, так и зрителям, и просто была обречена на международный успех в Париже. Ее организатор, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев, пояснил, что большинство произведений парижской выставки, в том числе прославленные теперь на весь мир "целующиеся милиционеры", как раз и были представлены в залах ГТГ. Он утверждает, что Ирина Лебедева сама утверждала списки, и сейчас они находятся в Париже. На все произведения были выданы государственные гарантии, их ждали на французской таможне, но до сих пор никакого письменного объяснения и списка запрещенных работ от ГТГ не получено, хотя его в Париже очень ждут.

Произведения, попавшие под цензуру

Отметим, из списка работ глава "Роскультуры" Михаил Швыдкой и представители Государственной Третьяковской галереей вычеркнули несколько десятков экспонатов, в том числе произведения групп "ПГ", "Синие носы", Владислава Мамышева-Монро, Марии Константиновой и Вячеслава Сысоева.

По данным сотрудников отдела Андрея Ерофеева, сделано это было по личному распоряжению заместителя начальника Росохранкультуры Анатолия Вилкова, который решил не допускать к вывозу все работы с изображением свастики или Гитлера, в числе которых, например, автопортрет художника Монро в образе фюрера.

Решение министра стало предметом насмешек художников и критиков. "Государство начинает вмешиваться в культуру так же, как это делалось при Хрущеве", – заявил Александр Шабуров, один из двух участников арт-группы "Синие носы".

Шабуров сообщил, что они с художником Вячеславом Мизиным, его напарником, создали "Целующихся милиционеров" как дань уважения знаменитому английскому уличному художнику Бэнкси, пишет The Guardian. "Нас вдохновил созданный Бэнкси образ двух целующихся констеблей. Мы хотели сделать что-то подобное в России", – сказал Шабуров (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Фотография не имеет никакого отношения к гей-движению, добавил он. Это доведенная до абсурда фантазия о том, что могло бы произойти, если бы все проявляли по отношению друг к другу милосердие и нежность. "Раз государство запретило это полотно, значит, мы все еще не достигли такого состояния", – заметил Шабуров.

Фотография была сделана в Сибири, точнее в городе Новосибирске, сказал художник. В феврале-марте 2007 года она выставлялась в Третьяковской галерее, а в настоящее время находится в небольшой частной галерее в Москве. "Когда ее экспонировали здесь, в России, никакого скандала не было, – заявил Шабуров. – Мы видим задачу своей работы в том, чтобы брать клише, а потом делать их как можно более абсурдными. Нам нравится брать газетные заголовки и превращать их в нечто идиотское".

Стоит отметить, что авторам работ, подвергшихся цензуре, не везет уже не в первый раз. В октябре 2006 года таможня аэропорта "Шереметьево" задержала фотоколлажи "Синих носов" из серии "Маски-шоу" с изображениями полуголых мужчин в картонных масках президентов Путина и Буша, приобретенные британским галеристом Мэтью Боуном в галерее Марата Гельмана.

В мае 2006 года "Маски" не доехали до выставки "Learning from Moscow" в дрезденской Staedtische Galerie. Пресс-служба ФТС РФ не подтвердила, что работы были задержаны, однако картина все же осталась в Москве.

Работы молодой арт-группы "ПГ" в 2004 году тоже были изгнаны из Третьяковки. Тогда письмо руководителям галереи написали смотрительницы залов на Крымском валу, где была представлена инсталляция художников в рамках программы "Эфемерное искусство". После этого письма "крамольная" работа исчезла из экспозиции.

К вывозу запретили созданные еще в советские времена карикатуры арт-диссидента Вячеслава Сысоева, наказанного за свое творчество двумя годами лишения свободы. В 1978 году против художника было возбуждено уголовное дело. Сысоев несколько лет находился в бегах, но в 1983 году был арестован по обвинению в распространении порнографии. Произведения Сысоева были представлены и на курируемой тем же Андреем Ерофеевым выставке "Запрещенное искусство" в Сахаровском центре. В данный момент в связи с этой выставкой открыто уголовное дело по статье 282.1 Уголовного кодекса ("Разжигание религиозной и межнациональной розни").

Отметим, что еще до запрета к вывозу Анатолием Вилковым части произведений, некоторые работы были отвергнуты советом самой Третьяковки. Так, в экспозицию не была включена "Троица" "Синих носов", представляющая Пушкина, Путина и Иисуса Христа, а также созданное в 1972 году произведение Михаила Федорова-Рошаля "Даешь стране угля", стилизованное под икону. Эта работа не была выставлена и на "Соц-арте" в Москве.