Ученые разгадали "состав" таинственной улыбки Джоконды
AP Photo
Ученые разгадали "состав" таинственной улыбки Джоконды в прошлом году одной из причин завораживающего воздействия на зрителей знаменитой "Моны Лизы" Леонардо да Винчи был назван ее взгляд, который направлен на зрителя, с какого бы угла он ни рассматривал картину
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Ученые разгадали "состав" таинственной улыбки Джоконды
AP Photo
 
 
 
в прошлом году одной из причин завораживающего воздействия на зрителей знаменитой "Моны Лизы" Леонардо да Винчи был назван ее взгляд, который направлен на зрителя, с какого бы угла он ни рассматривал картину
AP Photo
 
 
 
Маргарет Ливингстон заметила, что улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица
http://neuro.med.harvard.edu

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, в очереденой раз изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, предложили свою версию ее расшифровки. По их данным, она содержит "83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости".

Во время анализа шедевра Леонардо да Винчи тщательно осматривались губы Джоконды, а также складки кожи вокруг глаз. Программа позволила сопоставить полученную информацию с шестью основными эмоциями, которые может выражать улыбка, сообщает "Интерфакс". Результаты исследования опубликованы в британском научно-популярном журнале New Scientist.

Попытки разгадать секрет загадочной улыбки Джоконды предпринимались не один раз. Так, в прошлом году одной из причин завораживающего воздействия на зрителей знаменитой "Моны Лизы" Леонардо да Винчи был назван ее взгляд, который направлен на зрителя, с какого бы угла он ни рассматривал картину.

К такому выводу пришли ученые университета Огайо в США и искусствоведы Лондонской национальной галереи. По мнению экспертов, гениальный художник написал глаза Моны Лизы так, словно она "что-то спрашивает у того, на кого смотрит, зная его потаенные мысли".

За год до этого в Гарварде также разгадали секрет загадочной улыбки Моны Лизы. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке в Денвере (штат Колорадо) представила свою теорию объяснения этого феномена. По ее мнению, эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения.

Маргарет Ливингстон заметила, что улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Исследователь предполагает, что иллюзия исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию.

Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже - тени. "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением", - заявила Маргарет Ливингстон.

За этим эффектом можно понаблюдать на простом опыте. Чем больше смотреть прямо на одну букву печатного текста, тем хуже воспринимаются другие буквы, даже с близкого расстояния. То же самое происходит при созерцании лица Моны Лизы. Да Винчи, который был известен своими научными познаниями и отличался наблюдательностью творца, использовал этот принцип. Поэтому улыбка Моны Лизы получилась мерцающей.

В прошлом году ученому из Флоренции Джузеппе Палланти после кропотливых поисков в архивах удалось подтвердить предположение, что прототипом портрета Моны Лизы была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо. Хотя об этом еще во второй половине XVI написал известный биограф Леонардо Джоржио Вассари, существовали и другие версии на этот счет.

Согласно одной, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Эсте, по другой - написал свой автопортрет, представив себя в виде женщины. Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Спор по поводу этих версий был особенно оживленным после того, как в 1911 году итальянский иммигрант украл из Лувра "Джоконду", чтобы вернуть ее на родину, хотя Леонардо сам привез с собой эту картину во Францию в последние годы жизни. Итальянские власти торжественно вернули знаменитое полотно Лувру.