Суд в США отклонил иск дизайнера Моравски к Джеймсу Кэмерону о плагиате "Аватара"
Global Look Press
Суд в США отклонил иск дизайнера Моравски к Джеймсу Кэмерону о плагиате "Аватара"
 
 
 
Суд в США отклонил иск дизайнера Моравски к Джеймсу Кэмерону о плагиате "Аватара"
Global Look Press

Художественная концепция, лежащая в основе самого коммерчески успешного фильма мирового кинематографа - "Аватар" (Avatar, 2009), не является плагиатом и полностью принадлежит североамериканскому режиссеру Джеймсу Кэмерону. Данное решение принял в среду апелляционный суд США по иску дизайнера и специалиста по компьютерной графике Джеральда Моравски, который настаивал, что Кэмерон "воспользовался его идеями, создавая сценарий и образы фильма "Аватар", сообщает ТАСС.

Тем самым апелляционный суд утвердил решение суда первой инстанции, который в феврале 2013 года отверг иск Моравски и его обвинения в адрес Кэмерона в плагиате. Иск был подан Моравски в декабре 2011 года в суд штата Калифорнии. Он потребовал выплаты компенсации в размере около 700 млн долларов.

Сейчас это дело полностью завершено победой Джеймса Кэмерона.

"Однако нынешнее решение апелляционного суда не было единогласным - двое высказались в пользу полной принадлежности идеи "Аватара" Кэмерону, а один судья занял противоположную позицию", - отметило калифорнийское радио KPCC.

"Мы рады тому, что судьи смогли разобраться в ложности утверждений "охотников за сокровищами", подающих многочисленные иски", - заявил представитель Кэмерона - Джон Ландау.

В своем иске Моравски утверждал, что в 1991 году имел две встречи с Джеймсом Кэмероном и представил ему свой кинематографический проект под названием "Стражи Эдема". Одновременно он продал режиссеру четыре созданные им картины.

По утверждению дизайнера, "его концепция и образы были позже использованы Кэмероном при создании фильма "Аватар". Во время слушаний в суде первой инстанции судья Маргарет Морроу затребовала у режиссера подробного изложения возникновения и развития проекта его знаменитого фильма. При этом данные записи должны были иметь документальные подтверждения.

Кэмерон предоставил суду записку объемом в 45 страниц. В ней он доказывал свое первенство в разработке концепции картины.

Согласно документам, режиссер приступил к работе над "Аватаром" в 1995 году и через год предоставил киностудии 20th Century Fox концепцию картины. По словам Кэмерона, он был вынужден отложить работу на 10 лет, так как в то время не было технических возможностей ее осуществить.

После длительного рассмотрения суд первой инстанции пришел к выводу, что "те элементы в "Аватаре", которые по утверждению истца, являются заимствованием из "Стражей Эдема", представляют собой самостоятельное творчество Кэмерона и относятся ко времени до его встречи с Моравски".

Сейчас апелляционный суд пришел к аналогичному выводу. Однако против "Аватара" было подано еще несколько исков по обвинению в плагиате.

Напомним, с аналогичными исками обращались в суд сценарист Брайант Мур и бывший сотрудник студии Кэмерона Эрик Райдер. Кроме того, авторство Кэмерона оспаривает чеченский писатель Руслан Закриев, который в апреле даже подал соответствующий иск в Ставропольский суд. Суд, правда, иск ему вернул, но пояснил, что писатель может подать его вновь, правильно оформив.

Закриев публично заявил, что хочет подать иск на сумму 1 млрд долларов против режиссера фильма "Аватар" за плагиат. Писатель считает, что Кэмерон заимствовал целый блок из его романа "Секретное оружие". Джеймс Кэмерон ответил Закриеву, что поданный в России иск не будет иметь никакой юридической силы в США. "Если Вы угрожаете взыскать сумму через службу судебных приставов, то потеряете время, потраченное на суд, и даже если подобное фантастическое событие случится, то мы будем вынуждены отдать приоритетное право компаниям, реализующим кинопрокат в России по более высокой цене, без процентных расходов по продаже билетов. В этом случае Вы будете вынуждены взыскивать сумму со своих соотечественников", - говорится в письме.

По мнению американского режиссера, если бы речь шла о каком-либо плагиате, то на некоторую компенсацию мог бы рассчитывать один из братьев Стругацких, но в любом случае не Закриев.

Выход картины в прокат в 2009 году сопровождал высокий зрительский интерес и коммерческий успех. При производственных затратах в 237 млн долларов сборы ленты составили 2,79 млрд долларов. По данному показателю она удерживает первое место в истории мирового кинематографа.

Сейчас Кэмерон продолжает работать над продолжением "Аватара". В 2017 году выходит сиквел фильма "Аватар 2". Вслед за этим должны быть сняты еще две картины серии.