Ученые не могут решить, какой чистке подвергнуть "Давида"
Архив NEWSru.com
Ученые не могут решить, какой чистке подвергнуть "Давида"
 
 
 
Ученые не могут решить, какой чистке подвергнуть "Давида"
Архив NEWSru.com

Спустя пять столетий после того, как знаменитый памятник Микеланджело "Давид" был торжественно открыт на площади Пьяцца делла Синьория во Флоренции, назрела насущная необходимость спасти символ юной красоты от разрушительного воздействия времени.

Ученые спорят, нужно ли отреставрировать статую, вернув ей первоначальный вид, или достаточно просто очистить ее от грязи. Некоторые эксперты говорят, что нужно все оставить как есть.

Когда власти Флоренции в прошлом году решили заняться статуей, они предложили лишь слегка почистить четырехметровую скульптуру, которая с 1873 года стоит в Галерее Академии Художеств. Немедленно разгорелись споры. Аньезе Парронки, опытный реставратор, которой первоначально поручили очистку статуи, в апреле отказалась выполнять задание, заявив, что выбранный метод является слишком грубым и может повредить статую.

Недавно 39 ученых со всего мира подписали петицию, в которой предложили приостановить все работы в ожидании, пока независимая комиссия экспертов не вынесет свое решение.

По словам Антонио Паолуччи, главы комитета по искусству города Флоренции, очистка "Давида" начнется в сентябре, а производить ее будет новый реставратор. Паолуччи пытается снизить накал страстей, разгоревшихся между директором Академии, Франкой Фаллетти, которая предлагает так называемый "мокрый" метод, и госпожой Парронки, выступающей за "сухой" метод. Он говорит, что оба метода являются вполне приемлемыми и в них нет ничего страшного.

Когда Парронки в сентябре прошлого года было поручено это задание, она, казалось, идеально подходила для этой работы, поскольку уже имела опыт успешной очистки других памятников искусства. Три месяца она провела, составляя цифровую компьютерную модель "Давида". В конце концов она пришла к выводу, что статую необходимо очищать "сухим" методом, используя мягкие щетки, ватные тампоны, ластик и замшевую ткань.

"Из-за того, что "Давид" долго стоял на улице, его поры открыты и в них накопилось много пыли, - говорит Парронки, - Но ее легко можно удалить. Речь не идет о том, чтобы придать статуе первоначальный вид, просто потому, что от первоначальной поверхности ничего не осталось".

В этом ее поддержал Джеймс Бек, специалист по истории искусства из Университета штата Колумбия и президент организации ArtWatch International. "Для очистки "Давида" нет причин, - говорит Бек, - А если все-таки ее производить, то это необходимо делать самым мягким способом. В этом смысле метод, предложенный Аньезе, подходит лучше всего, поскольку является всего лишь своеобразной генеральной уборкой".

"Мокрый" метод госпожи Фаллетти основывается на документе, подготовленном комитетом ученых из Департамента по реставрации предметов искусства при правительстве. После долгих экспериментов специалисты пришли к выводу, что наибольшую опасность для "Давида" представляет гипс, который они предложили удалить при помощи влажных компрессов, используя дистиллированную воду, что, по их мнению, также поможет удалить пыль из пор.

"Метод Аньезе Парронки не позволит уменьшить количество гипса, - говорит господин Мауро Маттеини, который возглавлял команду ученых, - Он может дать эстетический эффект, однако не поможет устранить гипс. Кроме того, ее метод хотя и является мягким, но представляет собой механический процесс. Так зачем нам воздействовать механически, когда мы может использовать компрессы?"

Госпожа Фаллетти высказалась более категорично: "Метод, предлагаемый Парронки, абсолютно нам не подходит. Нужно удалить пыль, а не размахивать щеткой туда-сюда".

Несогласие с "мокрым" методом у госпожи Парронки было настолько велико, что она даже отказалась от проекта, который мог стать самым крупным в ее карьере. По ее мнению, проблема с компрессами заключается в том, что они сделают материал одноообразным, в то время как мрамор имеет свои естественные цвета и прожилки.

Мрамор, из которого изготовлена скульптура "Давида", никогда не считался идеальным. Пятиметровый блок, добытый в одном из карьеров недалеко от города Каррара, почти 40 лет пролежал во внутреннем дворе Флорентийского Собора, прежде чем Микеланджело взялся за него. Даже завершив скульптуру, он еще целых четыре месяца занимался обработкой и полировкой мрамора, прежде чем скульптура был представлена публике в сентябре 1504 года.

С тех пор с "Давидом" не всегда обходились достойным образом. В 1527 году во время восстания у него отломали руку. Белая смесь извести и песка, которую использовали, чтобы вернуть руку на место, видна до сих пор. Затем на статуе в течение трех столетий накапливалась сажа, а в 19 веке памятку нанесли еще больший урон две непрофессиональные операции по его очистке: в 1810 году его покрыли воском, а в 1843 году воск вместе с подлинной патиной смыли при помощи соляной кислоты.

В 1873 году "Давида" перенесли в главный холл Академии Художеств. Однако и на этот раз злоключения античного красавца не закончились. В 1991 году психически неуравновешенный итальянец Пьеро Канната молотком отбил средний палец на левой ноге "Давида". Пришлось делать для статуи новый палец.

Новый реставратор, которому поручили провести очистку статуи, Чинциа Парнигони, согласилась использовать "мокрый" метода. Госпожа Фаллетти полагает, что работы по очистки "Давида" продлятся семь-восемь месяцев. Об этом в среду пишет Herald Tribune (перевод на сайте Inopressa.ru).