Моне и Дега стали импрессионистами из-за проблем со зрением, утверждают офтальмологи США
Euronews
Моне и Дега стали импрессионистами из-за проблем со зрением, утверждают офтальмологи США
 
 
 
Моне и Дега стали импрессионистами из-за проблем со зрением, утверждают офтальмологи США
Euronews

Особенности живописной манеры выдающихся художников импрессионизма Клода Моне (1840-1926) и Эдгара Дега (1834-1917) связаны со слабым зрением живописцев. К такому выводу пришли ученые-офтальмологи из медицинского центра Стэнфордского университета в Калифорнии. Известно, что оба художника к концу жизни страдали заболеваниями глаз.

Клод Моне, один из основоположников целого направления в живописи – импрессионизма – писал в своей "характерной" манере потому, что имел проблемы со зрением, пишет The Telegraph. В частности, художник в поздний период своей жизни, когда он создал наиболее известные свои шедевры, страдал от глазного заболевания - катаракты. Такой диагноз Моне был поставлен в 1912 году.

Используя компьютерные технологии, исследователи с помощью испытуемого офтальмологического больного смоделировали изображение пруда с кувшинками в местечке Живерни под Парижем, возле домика Моне, ставшего предметом изображения художника на одноименном картине. Близорукий пациент увидел его почти таким же "размытым", как сам художник. "На этих изображениях мы можем видеть то, что видел художник своими глазами", - говорит профессор офтальмологии Майкл Мармор, возглавляющий группу исследователей.

Американские ученые предполагают, что существует прямая зависимость между творческой манерой художника и особенностями его зрения. Изменения в цвете и деталях картин, сюжеты которых Моне, как известно, повторял много раз, происходили по мере ухудшения его зрения.

Исследователи, чьи выводы опубликованы в журнале Archives of Ophthalmology, также проанализировали некоторые изображения Эдгара Дега, который тоже страдал от глазных болезней. "Критики знают, что оба этих художника имели проблемы со зрением, но я не думаю, что никто не предполагает, что это могло значить для них", - говорит Мармор.

Впрочем, догадка о том, что импрессионизм вышел из близорукости, существует почти столько же, сколько и само это течение в искусстве. Куратор отделения живописи XIX – начала XX веков в Национальной Галерее Крис Риопелле говорит: "Я думаю, что это навсегда останется загадкой, насколько повлияли проблемы со зрением на работы Моне". Он добавил, что после выздоровления стиль Моне не изменился радикально.