В Центре Помпиду открылась выставка дадаистов - почти 1 тысяча работ
В Центре Помпиду открылась выставка дадаистов - почти 1 тысяча работ
 
 
 
В Центре Помпиду открылась выставка дадаистов - почти 1 тысяча работ

В Париже в Центре Помпиду открылась масштабная выставка дадаистов. В экспозиции представлено почти 1 тысяча работ 50 художников. Все экспонаты разложили по полкам - все пространство огромного зала поделено на комнаты, в каждой из которых зрителя ожидают сюрпризы.

Так, в одной комнате представлены кинетические объекты, созданные американским фотографом Меном Рейем. В другой - сюрреалистические картины немца Макса Эрнста, в третьей - коллажи Франсиса Пикабиа. В числе других экспонатов - театральные куклы, этикетки духов, и, наконец, куча бессвязных слов и выражений, которые звучат в отдельной белой комнате-инсталляции.

Авангардное движение художников DADA в начале ХХ века перевернуло мировое искусство. Именно дадаисты стали прародителями самых скандальных течений прошлого и нынешнего века, а "Фонтан" Марселя Дюшана, представляющий обычный писсуар, выставленный в галерее, был признан знаковым произведением ХХ столетия. В Цюрихе в 1916 году возникло артистическое "Кабаре Вольтер", где родился манифест DADA.

Кроме того, что парижская выставка - явление эпохальное по всем параметрам, она еще и необыкновенно поучительная, отмечают "Новые Известия". "Экспозиция DADA показывает, что пресловутые вопросы, которые нередко адресовали российские зрители, когда смотрели на "Квадрат" Малевича - "А что это значит?", "Кому это нужно?" - идут просто от неумения наших музейщиков объяснить, а главное - умело показать тот авангардный котел, что бурлил в начале ХХ века", - пишет газета.

Русский авангард уже давно стал музейным и общемировым явлением. Парижские кураторы поднялись еще на одну ступень, превратив движение, которое вообще отрицало какие-либо законы искусства, в законного наследника мировой культуры.

Писсуар Марселя Дюшана был признан произведением, оказавшим наибольшее влияние на искусство XX века

В прошлом году по результатам опроса писсуар был признан произведением, оказавшим наибольшее влияние на искусство XX века. Писсуар из белого фарфора, одно из самых ранних произведений концептуального искусства, стал шоком для неподготовленной публики, когда в 1917 году экстравагантный французский художник Марсель Дюшан водрузил его на выставке в Нью-Йорке и заявил, что это искусство.

Было опрошено более 500 самых влиятельных фигур в мире британского искусства - художники, дилеры, критики, хранители музеев и владельцы художественных галерей. Среди опрошенных - Дэмиен Хирст, Трэйси Эмин, Дэвид Хокни, Чарлз Саатчи и директор Национальной галереи Чарлз Саумарез-Смит.

"Фонтан" с автографом Дюшана был признан самым значительным произведением современного искусства 64% голосов, оставив далеко позади картину Пикассо "Авиньонские девушки" - первый опыт в кубизме, некогда слывший величайшим шедевром современного искусства.

Эксперт, которого попросили прокомментировать результат голосования, в результате которого писсуар занял первое место, сказал, что он "слегка шокирован", но не потому, что данный экспонат, названный Дюшаном "Фонтан", недостоин такой чести, а потому, что он опередил Матисса и Пикассо.

Ни один из художников, участвовавших в опросе, не проголосовал за "Красную комнату" Матисса, в результате картина оказалась на последнем пятом месте.

Революционной идеей Дюшана, сына адвоката из Нормандии, было превращать обычные бытовые объекты в предметы искусства, внося лишь незначительные модификации или вообще оставляя их в первозданном виде.

Искусство может приобретать любые формы, может создаваться из всего. Эту идею с энтузиазмом подхватили художники типа Хирста - с его маринованными животными, Эмина - с его неубранной постелью и новое поколение видеохудожников.

Первым "творением" Дюшана в 1915 году был совок для уборки снега. Вскоре после этого он произвел фурор в Нью-Йорке, когда явился на выставку Сообщества независимых художников с писсуаром. Это была открытая выставка, и, после того как Дюшан заплатил за участие 6 долларов, ему никто не мог запретить выставить этот экспонат.

Саймон Уилсон настаивает, что "Фонтан" (названный так не только потому, что он связан с жидкостью, но и потому, что он является сатирой на многочисленные фонтаны на полотнах старых мастеров) - это достойный победитель.

Пятерка лидеров

1 Марсель Дюшан "Фонтан"(1917) - 64% голосов
2 Пабло Пикассо "Авиньонские девушки" - 42%
3 Энди Уорхол Диптих "Мерилин" (1962) - 29%
4 Пабло Пикассо "Герника" (1937) - 19%
5 Анри Матисс "Красная комната" (1911) - 17%