Министерство культуры России не выдало прокатные удостоверения четырем фильмам из 10-серийного кинопроекта российского режиссера Ильи Хржановского "Дау" по причине наличия в нем материалов, пропагандирующих порнографию
Михаил Тихонов / Moscow-Live.ru
Министерство культуры России не выдало прокатные удостоверения четырем фильмам из 10-серийного кинопроекта российского режиссера Ильи Хржановского "Дау" по причине наличия в нем материалов, пропагандирующих порнографию "Дау" - монументальный кинопроект 43-летнего режиссера Ильи Хржановского, который начал эти съемки, когда ему было едва за тридцать
 
 
 
Министерство культуры России не выдало прокатные удостоверения четырем фильмам из 10-серийного кинопроекта российского режиссера Ильи Хржановского "Дау" по причине наличия в нем материалов, пропагандирующих порнографию
Михаил Тихонов / Moscow-Live.ru
 
 
 
"Дау" - монументальный кинопроект 43-летнего режиссера Ильи Хржановского, который начал эти съемки, когда ему было едва за тридцать
Port Film Co-op / YouTube

Министерство культуры России не выдало прокатные удостоверения четырем фильмам из 10-серийного кинопроекта российского режиссера Ильи Хржановского "Дау" по причине наличия в нем материалов, пропагандирующих порнографию.

"Принято решение об отказе в выдаче прокатных удостоверений на фильмы "Дау. Наташа", "Дау. Новый человек", "Дау. Нора Сын", "Дау. Саша Валера"", - говорится в сообщении на сайте ведомства. "Данное решение принято в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Правил, предусматривающим отказ в выдаче прокатного удостоверения в случае, если фильм содержит материалы, пропагандирующие порнографию", - сообщили в Минкультуры, отметив что "первые 6 эпизодов, поданные в Минкультуры, получили прокатное удостоверение в установленные сроки".

"Дау" - монументальный кинопроект 43-летнего режиссера Ильи Хржановского, который начал эти съемки, когда ему было едва за тридцать. Начинался проект как байопик советского физика Льва Ландау - лауреата Нобелевской, Ленинской и трех Сталинских премий (домашние называли его Дау). Но со временем все это превратилось в нечто совсем иное. На сегодняшний день из 700 часов материала проекта "Дау", отснятого за 140 съемочных дней, получилось 13 полностью смонтированных фильмов и сериалов продолжительностью от часа до десяти. Они складываются в единую кинематографическую вселенную - это и фильмы, и инсталляции, и выставки, и конференции, и концерты...

Так как Хржановский против любых цензурных ограничений в отношении проекта "Дау", то после наложения Минкультуры запрета на показ четырех фильмов российский зритель в ближайшее время этот проект вообще может не увидеть.

Изначальной идеей фильма Хржановского было показать жизнь в секретном Институте физических проблем АН СССР, в котором работал советский физик Лев Ландау. На основе мемуаров его жены Коры Ландау писатель Владимир Сорокин создал оригинальный сценарий. В нем охвачен период с 1938 по 1968 годы.

Главным оператором-постановщиком стал легендарный немец Юргенс Юргес, работавший до этого с Райнером Вернером Фасбиндером над фильмом "Страх съедает душу" и с Вимом Вендерсом. Также в работе принимал участие Мануэль Альберто Кларо, оператор "Меланхолии" и "Нимфоманки" Ларса фон Триера. Все фильмы проекта "Дау" снимались на пленку 35 миллиметров. Основная часть съемок проходила в Харькове, а также в Баку, Москве, Лондоне и Копенгагене.

Для съемок в Харькове, где до сих пор сохранилось много зданий, построенных в стиле советского конструктивизма, была выстроена гигантская съемочная площадка, общая площадь которой достигла 12000 квадратных метров. После съемок все было разрушено. Съемки превратились в масштабный антропологический эксперимент - в течение трех лет на площадке жили и работали до 400 человек, причем далеко не все из них были профессиональными актерами. Больше того - в какой-то момент съемочная группа отошла от сценария и начала импровизировать. Всех, кто принимал участие в проекте, заранее предупреждали, что во время съемок может произойти все, что угодно - участники жили в проекте, влюблялись, расставались, ссорились, ненавидели друг друга, занимались реальным сексом, конфликты доходили до реальных драк. Если было унижение, то - всерьез, если насилие - то всерьез. Когда именно их будут снимать, и в какое помещение огромного павильона заглянет камера, никто не знал.

Как отмечает кинокритик Антон Долин на страницах "Медузы", проект "Дау" исследует сложные взаимоотношения постсоветского человека с тоталитарным наследием СССР и зависимостью от него. Но это нельзя назвать реконструкцией сталинского времени. Это некая параллельная реальность, существующая сразу в нескольких эпохах. Часто одежда и мебель в кадре свидетельствуют об одном времени, а речь и поведение актеров - о другом.

Профессиональных актеров на съемочной площадке не было. Единственная актриса - Радмила Щеголева, исполнившая роль Коры Ландау (в фильме - Нора). Льва Дау сыграл российский дирижер Теодор Курентзис, их сына - музыкант и певец Николай Воронов, а академика Капицу (в фильме - Крупица) - театральный режиссер Анатолий Васильев.

Среди тех, кто снимался в проекте - студенты, сотрудники органов госбезопасности Украины и России, бездомные, проститутки, интеллектуалы, безработные. Роли ученых играли настоящие математики и физики; роли священников и раввинов - священники и раввины.

Многие в кадре играли самих себя - театральные режиссеры Ромео Кастеллуччи и Дмитрий Черняков, художница Марина Абрамович, продюсер и постановщик Александр Шейн, художник Владимир Дубосарский, множество ученых со всего мира... Но все они выполняли одно важное условие - на время съемок они не только надевали костюмы той эпохи, но даже нижнее белье, потому что многие из персонажей "Дау" появляются в кадре неглиже или полностью обнаженными.

В фильмах не только много обнаженных сцен, но и сцен насилия - директор Института принуждает к сексу секретаршу, сотрудник органов госбезопасности насилует сотрудницу Института бутылкой и т.д.

К примеру, в запрещенном Минкультуры РФ фильме "Дау. Саша Валера" речь идет о гомосексуальном романе двух сотрудников из Института - Валеры и Саши. В нем есть откровенные сцены секса, непрекращающийся мат.

А в фильме "Дау. Нора Сын" рассказана история соблазнения сына Ландау сначала домработницей, а потом и матерью.

Участники проекта "Дау" занимались сексом на камеру, но за ними было последнее слово - войдет ли та или иная сцена с их участием в фильм. О количестве подобных сцен можно судить по нарезке кадров из фильмов.

Илья Хржановский - российский кинорежиссер, сын российского мультипликатора Андрея Хржановского. Он получил известность после выхода ленты "4" в 2004 году. Арт-проект "Дау", над которым Хржановский работал в течение 13 лет, был представлен в конце январе 2019 года в Париже.