Директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, чью идею о воссоздании ликвидированного в 1948 году Музея нового западного искусства поддержал в четверг президент РФ Владимир Путин, готова предоставить для него здание
НТВ
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, чью идею о воссоздании ликвидированного в 1948 году Музея нового западного искусства поддержал в четверг президент РФ Владимир Путин, готова предоставить для него здание
 
 
 
Директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова, чью идею о воссоздании ликвидированного в 1948 году Музея нового западного искусства поддержал в четверг президент РФ Владимир Путин, готова предоставить для него здание
НТВ
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова, чью идею о воссоздании ликвидированного в 1948 году Музея нового западного искусства поддержал в четверг президент РФ Владимир Путин, готова предоставить для него здание и передать часть коллекции, сообщает РИА "Новости".

"Мы готовы отдать здание нашего комплекса, бывшую усадьбу Голицыных, под этот музей. Пусть он получит, если это кого-то больше всего волнует, самостоятельный статус, не зависимый от нас. Это может быть отдельный музей, со своим директором, который будет развиваться, пополнять свои коллекции и станет Меккой для всех, кто любит современное искусство. Это будет, уверена, один из лучших музеев мира по качеству коллекции", - рассказала Антонова агентству.

Речь идет о повторном соединении в этом музее двух дореволюционных московских коллекций меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, которые приобретали преимущественно современных им французских художников - Моне, Дега, Сезанна, Матисса, Ренуара и других не менее выдающихся мастеров, чем в то время в немалой степени способствовали развитию импрессионизма и постимпрессионизма. После революции Щукин и Морозов были вынуждены покинуть Россию, а их национализированные собрания, побыв сначала Первым и Вторым музеями новой западной живописи, в 1923 году были объединены под общим названием Музей нового западного искусства, который ненадолго стал филиалом Музея изящных искусств (ныне ГМИИ).

По словам Антоновой, во время учебы в довоенное время она посещала этот музей, куда ее привел профессор Алпатов, поэтому состав коллекции известен ей давно. В 1948 году музей был расформирован по приказу Сталина на волне борьбы с буржуазным и формалистическим искусством. Картины, общая стоимость которых на международном арт-рынке составляет сейчас миллиарды долларов, предполагалось уничтожить, но в итоге они были поделены между двумя музеями - ГМИИ и Эрмитажем - и перемешены без соблюдения принадлежности картин тому или иному коллекционеру.

"Музей разрушили и изничтожили. Речь идет о нравственной проблеме - об исторической справедливости и восстановлении репрессированного музея. Это одна сторона. Потом речь идет о двух московских коллекциях, людях, которые за ними стоят. Были даже курьезы во время того раздела - взять, например, триптих Матисса: две картины оставили у нас, одну передали в Эрмитаж", - рассказала директор ГМИИ.

В настоящее время переданную ГМИИ бывшую усадьбу Голицыных занимает Институт философии РАН, которому, по словам Антоновой, было подобрано взамен здание на Гончарной улице, но пока что оно не готово к размещению философов. Раньше Музей нового западного искусства размещался в бывшем особняке Морозова на Пречистенке, где сейчас расположена Галерея искусств Зураба Церетели - речи о том, чтобы музей воссоздавался на прежнем месте, не идет.

"Если то помещение на Гончарной улице быстро сделают, то они туда переезжают. И как только они переедут, нужно будет сделать ремонт в этом здании и устраивать в нем тогда музей. Я просто предлагаю площадь, мы не претендуем ни на что", - сказала Антонова.

По словам директора ГМИИ, с ее инициативой восстановления исторической справедливости согласны далеко не все коллеги, даже сотрудники возглавляемого ей музея.

"Я просто не имела права молчать. Я уйду, и никто об этом и не вспомнит. И вообще, сейчас много равнодушия - если нужно что-то посмотреть, то я поеду в Эрмитаж, а что там судьба коллекции и люди, это нам все равно", - сказала Антонова.

Что касается позиции директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, то, по словам собеседницы агентства, его предварительное мнение заключается в том, чтобы воссоздаваемый музей стал филиалом Эрмитажа в Москве, на что директор ГМИИ "никогда не согласится".

Напомним, накануне во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным, когда Антонова подняла вопрос о воссоздании музея, Пиотровский дал понять, что не собирается возвращать 200 картин в ГМИИ. Он заявил, что все работы, переданные музею, экспонируются. Кроме того, они были переданы в обмен на 200 работ старинных мастеров, которые Эрмитаж передал Пушкинскому музею. "Мне стыдно, что музейные дела выносятся на прямую линию с президентом", - добавил он.