200-летие художника Александра Иванова отмечают тремя масштабными выставками
agniart.ru
200-летие художника Александра Иванова отмечают тремя масштабными выставками
 
 
 
200-летие художника Александра Иванова отмечают тремя масштабными выставками
agniart.ru

В Москве и Санкт-Петербурге открывается серия крупных выставок, посвященных 200-летию Александра Иванова. За последние 50 лет это самый масштабный проект, посвященный мастеру русской классической художественной школы. Последняя крупная выставка произведений Александра Иванова прошла в Третьяковке в далеком 1956 году.

Государственная Третьяковская галерея отмечает 200-летие великого русского художника Александра Иванова - автора грандиозного полотна "Явление Христа народу" - сразу двумя юбилейными экспозициями, передает ИТАР-ТАСС. Первая из них выставка "К 200-летию со дня рождения Александра Иванова" работает в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу, в зале N60, с 20 декабря 2006 по 26 марта 2007 года. Вторая экспозиция Третьяковки, посвященная Александру Иванову с названием "Библейские эскизы" откроется в главном здании галереи в Лаврушенском переулке 28 декабря, и попасть на нее можно будет до апреля будущего года.

Кроме того, к юбилею художника в этом сезоне будет также открыта экспозиция в Русском музее Санкт-Петербурга.

Грандиозный вернисаж, расположенный в залах Третьяковки на Крымском валу, призван развеять представление об Иванове как о художнике "одной картины". Здесь представлены живопись и рисунки мастера в количестве около 100 картин из собрания Третьяковки и более 40 работ - из коллекции Русского музея. Кроме того, демонстрируется свыше 60 графических листов. Среди них знаменитые картоны "Лаокоон", "Венера Медицейская", "Боргезский боец", известная серия "Натурщиц", исполненная в Италии.

Зрители смогут проследить истоки и эволюцию творческого метода художника - от первых опытов во время учебы в Академии художеств до последних этюдов к "Явлению Христа народу". Впрочем, само грандиозное полотно на Крымский вал не привезли - оно находится на своем месте в основном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке, куда оно было передано в 1932 году.

Вторым этапом выставочного проекта, посвященного Иванову, будет экспозиция, которая 28 декабря примет посетителей уже в Лаврушинском переулке. Там представлен заключительный аккорд творческой биографии художника - его "Библейские эскизы". Библейские эскизы Александра Иванова были переданы в Третьяковскую галерею из расформированного Румянцевского музея в 1925 г. Этот цикл стал своеобразным подведением итогов творческой жизни Иванова. По своему замыслу и стилистическим качествам он не имеет аналогов в мировом искусстве. Мастер задумал около 500 сюжетов, однако исполнил только 200, половина из которых и составит юбилейную экспозицию.

В экспозиции также представлены эскизы запрестольного образа "Воскресение" для храма Христа Спасителя, жанровых акварелей художника конца 30-х - начала 40-х годов XIX века, акварельные пейзажи 1840-50 годов. Зрители, безусловно, смогут заглянуть и в зал N10, чтобы увидеть главное творение Александра Иванова - "Явление Христа народу".

Отметим, Третьяковская галерея является хранительницей самого масштабного собрания живописных и графических работ Александра Иванова. Первая партия его эскизов и картин поступила в галерею еще при жизни Павла Третьякова, сразу осознавшего значение мастерства Иванова для национальной школы живописи Сейчас Третьяковская галерея располагает самым большим среди российских музеев собранием произведений Александра Иванова, насчитывающим 330 живописных работ и свыше тысячи рисунков и акварелей.

Самое интересное, что 200 лет Александру Иванову исполнилось 16 июля этого года. Однако летом, накануне знаменательной даты, было объявлено, что выставки состоятся не раньше последнего месяца 2006 года. Вообще, 200-летие создателя одной из главных русских картин отмечается скромно, отмечает "Коммерсант-Власть". Банк России выпустил юбилейную двухрублевую монету с "Явлением Христа народу" и портретом художника.

Между тем, стоит сказать, что Александр Иванов (1806-1858) - действительно выдающийся и до сих пор до конца не оцененный русский художник. Александру Иванову, сыну академического профессора исторической живописи, светило блестящее будущее, которое обещали ему огромный талант и артистическая семейная среда, в которой природные дарования обычно расцветают ярче. И отъезд 24-летнего живописца на родину искусств, в Италию, сулил лишь грядущие успехи.

Большую часть жизни - с 1830 по 1858 год, - он прожил в Риме. Однако вместо того чтобы, подобно Карлу Брюллову, переходить из одного великосветского салона в другой, Иванов оказался в интернациональном кругу художников-философов. С одной стороны, богоискатель Гоголь, с другой - назарейцы, секта немецких живописцев, приехавших в Рим искать общехристианский идеал в католичестве и фресках Рафаэля. И Иванов сам с головой ушел в эти духовные искания, зачитывался Шеллингом, немецкими библеистами, социальной философией, а перед самой смертью ездил в Лондон к Герцену - в последний раз обсудить последние вопросы бытия.

Если элегические "Аполлон, Гиацинт и Кипарис" еще целиком оставались в сфере чистого искусства, то уже "Явление Христа Марии Магдалине" могло намекнуть на твердое намерение живописца проповедовать нравственный закон с помощью холста и красок. Следующие 20 лет Иванов проработает в "пророческом жанре", над изменяющими человеческое сознание и бытие вместе с ним вещами - главной своей картиной "Явление Мессии" (таково авторское название картины "Явление Христа народу") и "Библейскими эскизами", проектом росписи некоего храма, на стенах которого будет представлена вся духовная история человечества.

Сейчас искусствоведы считают, что в бесчисленных подготовительных этюдах к "Явлению Мессии" художник предвосхитил импрессионизм, а в "Библейских эскизах" приблизился к абстракции. Однако самому Иванову терновый венец пророка был милее лавров авангардиста. Трудно объяснить незнакомому с отечественной художественной мифологией зрителю, почему "Явление Мессии" - связующее звено между рублевской "Троицей" и "Черным квадратом". Однако его работа была прохладно встречена на родине, после чего художник умер.