Недавно озвученное в Думе предложение разрешить официальный откуп от срочной военной службы, при всей его неоднозначности, полезно
Первый канал
Недавно озвученное в Думе предложение разрешить официальный откуп от срочной военной службы, при всей его неоднозначности, полезно
 
 
 
Недавно озвученное в Думе предложение разрешить официальный откуп от срочной военной службы, при всей его неоднозначности, полезно
Первый канал

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Недавно озвученное в Думе предложение разрешить официальный откуп от срочной военной службы, при всей его неоднозначности, полезно, по крайней мере, уже тем, что снова напоминает о том, что помимо всего прочего армия - важный субъект экономики и не может существовать от нее отдельно.

Напомним, что речь идет поправках в закон "О воинской обязанности и военной службе", внесенных в начале этой недели группой депутатов от ЛДПР в Государственную Думу. В них предлагается узаконить практику официального освобождения от срочной военной службы для лиц, перечисливших на счета Минобороны 1 млн рублей.

Свою инициативу авторы законопроекта объясняют тем, что в последние годы в России стремительно растет число уклонистов от армейского призыва, многие из которых банально откупаются от исполнения "почетной обязанности" с помощью взяток. От законопроекта, уверены в ЛДПР, выиграют все - и общество, которое начнет очищаться от коррупции и взяточничества, и Вооруженные силы, которые получат дополнительное финансирование - вырученные таким образом деньги предлагается направить на содержание двух-трех контрактников.

В сущности, в предложении либерал-демократов мало что нового. Как известно, практика легального (и полулегального) откупа от рекрутского набора в России существовала испокон веку. Общины (или обеспеченные семьи), желавшие уберечь своих чад от неприятной повинности, в складчину покупали согласие "третьих лиц" встать вместо них под ружье на ближайшие четверть века.

Чаще всего интеллектуальный и моральный уровень таких "добровольцев" оставлял желать лучшего, но для армии тех времен большего и не требовалось. С помощью "сена-соломы" научившись ступать с нужной ноги, "пушечное мясо" было готово к употреблению. Очевидно, что современная армия требует принципиально более высокого качества личного состава.

Собственно, риск дальнейшей люмпенизации российских вооруженных сил, который несет в себе новый законопроект ЛДПР (мысль на поверхности: обеспеченные родители откупят своих детей, уровень интеллекта и образованность которых a priori считается выше среднего) больше всего и не устраивает противников этой идеи. В том числе и министра обороны Сердюкова, открыто высказавшегося против, а также партию парламентского большинства, которая дала понять, что этот "абсурдный законопроект" не имеет шансов пройти через Думу. Однако на поверку абсурдности в предложении ЛДПР может оказаться меньше, чем кажется отдельным единороссам.

По сути, от того, какой будет российская армия (в том числе, на каком принципе она будет комплектоваться) в значительной степени будет зависеть ответ на вопрос о том, какова будет вся российская экономика. Не секрет, что роль Вооруженных сил в качестве экономического субъекта в нашей стране всегда была велика. Однако если в прежние времена в стране, которой регулярно требовалось выживать "во враждебном окружении", находились аргументы за то, чтобы бросить все силы на армию, то сегодня подобное - непозволительная роскошь.

Собственно, желанием если не сократить, то оптимизировать огромные расходы на содержание армии (конечно, помимо решения задач, напрямую относящихся к обеспечению должной обороноспособности страны), не в последнюю очередь продиктована военная реформа, со скрипом начатая пару лет назад. Однако деньги, необходимые на содержание, оснащение, закупку вооружений, - далеко не единственный экономический ресурс, который приходится затрачивать ради поддержания армии в должном состоянии.

Другой, и не менее важный, - это люди, которые, оказавшись в казарме, по сути, перестают создавать стоимость, но лишь ее потребляют. К тому же, если учесть, что сегодня армия конкурирует с "гражданкой" за одних и тех же людей, которых, пусть и с известной натяжкой, можно отнести к интеллектуальной элите (студентов, выпускников вузов и т.п.), то действительная и потенциальная упущенная выгода (а то и прямой ущерб) экономике, особенно экономике "знаний", которую мы с таким упорством взялись строить, становится очевидной вдвойне.

При этом, что бы ни говорили государственные мужи, на дух не принимающие идею жириновцев, нежелание отдельной части граждан служить в российской армии в ее нынешнем виде – факт медицинский. Равно как и то, что ВС все равно не дождутся молодых "интеллектуалов", как бы этого ни хотели генералы. Более или менее обеспеченные родители все равно откупят своих детей за взятку - ЛДПР здесь, увы, права. Сильно же обеспеченные - попросту вывезут их за границу, где уже находится львиная доля их капиталов.

Как видно, всеобщая воинская повинность в ее нынешнем виде - весомый вычет из общего экономического и инвестиционного климата страны, которой, продлись такое положение еще более-менее продолжительное время, обороноспособная армия может уже и не понадобиться - нечего будет защищать.

Наверное, предложение ЛДПР об откупном миллионе - далеко не самый удачный вариант решения общей проблемы. Так или иначе, и российская экономика, и армия скорее выиграют, если нынешние призывники будут больше думать не о сене или соломе, а о капусте, а служить пойдут те, кто действительно этого хочет.