Гонконг впервые вышел на первое место в рейтинге финансового развития, который ежегодно публикуется Всемирным экономическим форумом, опередив и США, и Великобританию, традиционно соперничавших за мировое финансовое лидерство
Архив NEWSru.com
Гонконг впервые вышел на первое место в рейтинге финансового развития, который ежегодно публикуется Всемирным экономическим форумом, опередив и США, и Великобританию, традиционно соперничавших за мировое финансовое лидерство
 
 
 
Гонконг впервые вышел на первое место в рейтинге финансового развития, который ежегодно публикуется Всемирным экономическим форумом, опередив и США, и Великобританию, традиционно соперничавших за мировое финансовое лидерство
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Гонконг впервые вышел на первое место в рейтинге финансового развития, который ежегодно публикуется Всемирным экономическим форумом, опередив и США, и Великобританию, традиционно соперничавших за мировое финансовое лидерство.

Бывший британкский протекторат совершил стремительный рывок с прошлогоднего четвертого места, вырвав первенство у традиционных финансовых столиц мира. В спину Нью-Йорку и Лондону дышит еще один азиатский финцентр - Сингапур.

Итог закономерный и отражает две тенденции, наметившиеся еще в 2008 году, после того как мир накрыло еще "первой волной" экономического кризиса. Эпицентром долгового кризиса, который, стоит напомнить, начинался как американский ипотечный кризис, стали развитые страны. Можно констатировать, что ситуация за истекшие годы ничуть не изменилась.

Разве что проблемы вышли на новый уровень, и акцент сместился с частного долга, которым были перегружены граждане, компании и финансовые институты развитых стран, на государственные долги, стремительно выросшие из-за средств, потраченных на спасение банков и меры стимулирования экономического роста.

Американский ипотечный кризис сменился европейским долговым, результатом которого может стать распад европейского валютного союза, который будет сопровождаться жесткой рецессией в Европе и хаосом на мировых финансовых рынках, способным породить очередное "цунами", по сравнению с которым даже осень 2008 года будет смотреться скромной рябью.

Впрочем, и США выглядят, если и надежней Европы, то не намного, да и то лишь в силу наличия единого центра принятия решений, наличия национального правительства и возможности в любой момент прибегнуть к печатному станку для решения проблемы госдолга. Всего этого европейские страны, составляющие валютный союз, на сегодняшний день лишены. Но и США этим летом в ходе "войны" между Конгрессом и администрацией из-за повышения потолка госдолга продемонстрировали, что абсолютных гарантий того, что технический дефолт не случится, не существует даже там.

Наученная кризисом 1997-1998 годов Азия, превратившаяся за последние 10 лет из должника и одного из главных "клиентов" МВФ в одного из основных мировых кредиторов, выглядит на фоне развитых стран последним оплотом финансовой стабильности.

Не менее значим и другой фактор, заставляющий инвесторов и спекулянтов бежать из США и Европы на азиатские площадки.

Именно они - инвесторы и спекулянты - были объявлены властями США и Европы главными виновниками разразившегося в 2008 году кризиса, и именно они расплачиваются за кризис, как морально, так и материально. Чего стоит одно движение "захвати Уолл-стрит", о котором более чем сочувственно высказывались представители американских и европейских властей.

Впрочем, если бы дело ограничивалось одним лишь общественно-политическим движением, каким бы массовым они ни было и с какой бы симпатией к нему ни относились "официальные лица", финансисты бы запаслись терпением и оделись в броню цинизма. Но борьба со спекулянтами приобрела в развитых странах системный характер и вылилась в ужесточение регулирования, повышение нормативных требований к финансовым институтам, введение других законодательных рестрикций. Европа готовится к введению налога на финансовые операции. Издержки несут не только спекулянты, но и вполне консервативные инвесторы. Несут издержки и переводят свои операции в Азию, где не приходится нести ни моральных, ни материальных потерь.

О перекосе в пользу финансового сектора в экономической структуре развитых стран и особенно США говорилось немало, и говорилось вполне справедливо. Вопрос лишь в том, с какой скоростью будет идти процесс коррекции и не приведет ли попытка вытащить и "пообтесать" краеугольный камень сложившейся экономической системы к разрушению всей системы.

Теперь о нас. Россия заняла в рейтинге 2011 года 39-е место, поднявшись, несмотря на стремительный отток капитала, который притоком так и не сменился, на одну ступень по сравнению с прошлогодним списком.

Тем не менее, мы пребываем между Перу и Словакией, несмотря на все правильно сказанные слова и регулярные отчеты специально созданной комиссии по превращению Москвы в мировой финансовый центр, а продвижение наверх в рейтинге обусловлено не столько улучшением ситуации в России, сколько ухудшением положения конкурентов.