Американцы недовольны жадностью богатых, недостаточными, по их мнению, усилиями властей, направленными на создание рабочих мест, былой помощью финансовому сектору и извечной социальной несправедливостью
Архив NEWSru.com
Американцы недовольны жадностью богатых, недостаточными, по их мнению, усилиями властей, направленными на создание рабочих мест, былой помощью финансовому сектору и извечной социальной несправедливостью
 
 
 
Американцы недовольны жадностью богатых, недостаточными, по их мнению, усилиями властей, направленными на создание рабочих мест, былой помощью финансовому сектору и извечной социальной несправедливостью
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Недовольство стало, пожалуй, главным настроением минувшей недели. Кого оно только ни охватило. Простые американцы, словно вспомнив конец 60-х, превратили мало кем поначалу замеченную акцию группы креативных студентов "Захвати Уолл-стрит" в мощное общенациональное движение, охватившее полстраны.

Американцы недовольны жадностью богатых, недостаточными, по их мнению, усилиями властей, направленными на создание рабочих мест, былой помощью финансовому сектору и извечной социальной несправедливостью.

Несмотря на давление "улицы", американский Сенат провалил очередной план американского президента стоимостью 447 миллиардов долларов, главной целью которого и было стимулирование роста рабочих мест. Недовольны сенаторы остались тем, что для реализации этого плана стране придется еще глубже залезть в и без того астрономические долги.

А если учесть, что главным внешним кредитором США является Китай, стоит ли удивляться, что недовольство этим фактом вылилось в принятый сенаторами законопроект, предусматривающий возможность введения торговых санкций против Китая, искусственно сдерживающего ревальвацию своей национальной валюты. Недовольный этими явно недружественными действиями Китай пригрозил американцам торговой войной, и мир застыл в тревожном ожидании.

Впрочем, если уж говорить об экономике, основные события по-прежнему разворачиваются в Европе, пытающейся погасить все сильнее разгорающийся долговой кризис. Впрочем, усилия эти далеко не однородны, и далеко не все рвутся спасать попавших в долговую ловушку соседей.

Недовольство необходимостью финансировать чужую расточительность вылилось в открытый "бунт" одной из партий правящей коалиции Словакии, в результате которого в стране разразился парламентский и правительственный кризис, а закон о расширении размеров и полномочий европейского фонда финансовой стабильности с первого раза не был ратифицирован.

Это породило уже даже не недовольство, а настоящую бурю негодования со стороны европейских лидеров, сломавших немало копий над этим решением. И, пожалуй, единственный на этой неделе результат: Словакия покорилась и свою визу наложила (что вовсе не привело к наступлению гражданского мира и согласия в самой Словакии).

Впрочем, даже это не смягчило недовольства международных рейтинговых агентств. Рейтинги стран-участниц валютного союза и их банков неумолимо снижаются - последней "жертвой" в конце недели стала Испания.

Не обошла тема недовольства и наших ближайших соседей. Так, украинская администрация, недовольная газовыми соглашениями, заключенными с Россией их предшественниками засудили-таки экс-премьера Юлию Тимошенко на семь лет, вызвав недовольство как со стороны Евросоюза, так и со стороны России.

На цену, по которой "Газпром" продает соседям газ это никак не повлияет, но хоть моральное удовлетворение нынешний президент Виктор Янукович, должен был бы испытывать. Оказывается - нет. И он недоволен несовершенством судебной системы Украины, о чем во всеуслышание заявил, поставив подпись под приговором Тимошенко.

Казалось бы, в России, где царят стабильность и порядок, которые зиждутся на мудром руководстве и высоких нефтяных ценах, места недовольству быть не должно. Но нет. Недовольный курсом президента Алексей Кудрин, уже лишенный постов вице-премьера и главы Минфина, в очередной раз высказал публично свое недовольство, и был уволен отовсюду, где еще оставался. А неудовлетворенный и этими увольнениями высокопоставленный "источник в Кремле" пообещал, что не видать Кудрину места в следующем правительстве, как собственных ушей.

Можно было бы посчитать недовольство Кудрина досадным исключением, но в четверг "веселого Роджера" подняла Счетная палата, а ее ревизоры настолько распоясались, что не только потребовали (вслед за Кудриным) сократить госрасходы, но и произнесли страшное слово "секвестр", от которого неприятно попахивает "лихими 90-ми".

Тему растущего недовольства можно продолжать почти до бесконечности - чего стоят одни только чувства москвичей по отношению к новому градоначальнику, в результате бескомпромиссной борьбы которого с пробками по городу вообще стало невозможно проехать - ни на машине из-за пробок, ни в метро из-за давки.

Казалось бы, недовольство - категория неэкономическая, и никакого отношения ни к потенциальному кризису, ни к возможности его избежать не имеет. Но это не совсем так. Еще в 2009 году было очевидно, что длительное "воздержание", связанное с необходимостью экономить из-за перегруженности кредитами как частного, так и государственного сектора, может превратить экономический кризис в социальный. Начало этого процесса уже во всей красе можно наблюдать в Греции, равно как и его экономические последствия.

Есть и еще один фактор, который нельзя не учитывать, и относится он уже не к населению, а к политикам. От былой сплоченности сегодня почти ничего не осталось. На смену словам о том, что все "в одной лодке", все чаще приходят взаимные упреки, которые потенциально могут действительно вылиться в торговые санкции и войны.

И социальные потрясения, и волна протекционизма, могут ускорить и существенно усилить новую волну кризиса, которая сегодня представляется почти неизбежной. Результатом же этой волны может стать совсем другой мир и совсем другая экономика. Причем совершенно не факт, что они понравятся нам больше нынешних.