МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com
Коллаж NEWSru.com
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com
 
 
 
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com
Коллаж NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Озвученный в среду американским президентом план радикальной реформы в области регулирования финансовых рынков, предусматривающий создание на базе Федерального казначейства и ФРС "мегарегулятора", который не только будет устанавливать "правила игры", но и заниматься постоянным мониторингом ситуации в самом развитом секторе американской экономики, преследует благородные цели.

Американские власти хотели бы получить на выходе механизм, позволяющий контролировать взлеты и падения экономической активности, а также предотвращать надувание и - главное - лопанье финансовых пузырей, которое и привело к нынешнему затяжному кризису, который, по некоторым оценкам, уже превзошел по масштабам Великую депрессию.

Беспокойство американского президента понять можно: пока все титанические усилия, которые предпринимали и прошлая, и нынешняя администрации, привели к накачке экономики деньгами и раздуванию бюджетного дефицита до размеров, которые не дают уснуть президенту. Лопнувшие "пузыри" подлатаны и даже начали потихоньку надуваться опять.

Американские банки, почувствовав живительный ток денег, спешат вернуть позаимствованные у государства десятки миллиардов долларов, чтобы освободиться от жестких рамок, которыми обусловлено пользование государственными деньгами.

Разве что на рынке недвижимости, с которого все и начиналось, просветов особенно не заметно, да и безработица растет, а вместе с ней падает потребительский спрос - главный двигатель американской экономики. Да промышленное производство не торопится расти.

Растут фондовые и товарные рынки, да и те подогреваются растущим недоверием инвесторов к американским госбумагам и растущей уверенностью в том, что гиперинфляции не избежать.

Все говорит о том, что "зеленые ростки" восстановления экономики сопровождаются надуванием новых финансовых "пузырей", причем надуванием настолько стремительным, что оно уже начинает беспокоить не только критически настроенных независимых экспертов, но и представителей власти - не случайно такое пристальное внимание к тематике. Механизма, защищающего от повторения прошлогодних событий, ведь так и не создано. А значит повторение возможно в любой момент. А заливать финансовую систему новой порцией денег уже не получится - президент США и без того не спит ночами, а иностранные кредиторы выражают, мягко говоря, недовольство его излишней щедростью.

Проблема, однако, заключается в том, где провести тонкую грань, отделяющую "здоровый рост" от финансового "пузыря". И как именно новый "мегарегулятор", определив, что "пузырь" имеет место быть, собирается с ним бороться - запрещать покупать те или иные активы? Или повышать ставки для всех, рискуя вместе со сдуванием "пузыря" обрушить и другие сегменты рынка?

Манипулирование процентными ставками и сейчас находится в компетенции ФРС, и создание "мегарегулятора" абсолютно ничего не изменит. Да и найди американские власти эффективный "точечный" механизм борьбы с перегревом рынков, банки просто перестанут надувать "пузыри" в США и займутся этим в каком-нибудь другом месте - на то она и глобализация.

Главная же проблема в том, что финансовый сектор занимает в американской жизни и экономике такое большое место, что любой пережим в регулировании, способный негативно повлиять на прибыли банков и финансовых институтов, может спровоцировать новую волну кризиса.

Борьба с "пузырями" может обернуться борьбой с экономикой, поскольку американская, а вместе с ней и вся мировая экономика и есть "экономика пузырей". И на то, чтобы превратить ее во что-то иное, потребуются годы чрезвычайно осторожной работы.