Миллер просит Путина признать отношения "Газпрома" с "дочками" рыночными, и не применять к ним правила контроля за трансфертными ценами
Архив NEWSru.com
Миллер просит Путина признать отношения "Газпрома" с "дочками" рыночными, и не применять к ним правила контроля за трансфертными ценами
 
 
 
Миллер просит Путина признать отношения "Газпрома" с "дочками" рыночными, и не применять к ним правила контроля за трансфертными ценами
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

В начале недели стало известно, что председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер написал письмо главе правительства Владимиру Путину, в котором просит повлиять на Минфин и вывести сделки "Газпрома" и его "дочек" из-под контроля за трансфертным ценообразованием.

Как отмечает газета "Ведомости", журналистам которой удалось ознакомиться с текстом письма, свою просьбу глава газового монополиста "мотивирует абстрактно", указывая, что новые правила никогда не применялись к организациям газовой отрасли и не учитывают ее специфики. Миллер также пишет, что новые правила могут отрицательно повлиять на исполнение инвестпрограммы, капитализацию и даже конкурентное положение на рынке.

Аргументы эти Алексей Миллер озвучивает в своих беседах с высшим руководством страны (или посланиях этому руководству) регулярно. В последний раз это было в разгар кризиса, летом 2009 года, когда Минфин объявил о повышении НДПИ и экспортных пошлин на газ, посчитав, что "дыра" в бюджете - достаточный повод, чтобы хоть как-то приблизить уровень налогообложения "Газпрома" к уровню, принятому в нефтянке.

Тогда, придя на прием к Путину, Миллер предложил налог и пошлины не повышать, а взамен пообещал, что требуемая сумма и так попадет в бюджет, благодаря увеличению поставок в Европу и на внутренний рынок.

В результате Минфину пришлось искать другие источники, повышая акцизы на алкоголь, табак и бензин (последнее действие, стоит напомнить, стало уже в этом году причиной топливного кризиса).

Нынешнее письмо Путину - далеко не единственное (и, как выясняется, далеко не самое надежное) средство, при помощи которого "Газпром" пытается добиться своей цели. В ход идет и "работа с депутатами" - как отдельными участниками рабочей группы, которая готовит законопроект, так и со славящейся своей партийной дисциплиной правящей партией "Единая Россия".

Правда, получить "окончательную бумажку", которая оградит "Газпром" от докучливых швондеров из Минфина или Федеральной налоговой службы, отвлекающих Алексея Миллера сотоварищи от исполнения их великой миссии, на этот раз, скорее всего, не получится.

Письмо Путин переслал в Минфин, а замглавы этого ведомства Сергей Шаталов публично заявил, что закон о трансфертном ценообразовании должен распространяться на "Газпром" в полном объеме.

Так что теперь "Газпрому" придется договариваться с налоговиками о том, какие цены во взаимоотношениях с "дочками" будут легальными, а какие - нет.

Вся эта история в очередной раз заставляет задуматься над несколькими вопросами. Например, является ли использование трансфертных цен воровством? И если нет, то за что уже 8 лет сидят Михаил Ходорковский и Платон Лебедев? А если да, то почему до сих пор там же не сидит Алексей Миллер?

Уже само по себе наличие этих вопросов является одним из ответов на вопрос, отчего при нынешних ценах на нефть не только не видно никакого притока инвестиций, но напротив, капитал из страны бежит. К неизменному удивлению ЦБ и негодованию президента-модернизатора.