Создание газопровода - это антироссийская акция, поскольку он идет в обход нашей страны
Фото NEWSru.com
Создание газопровода - это антироссийская акция, поскольку он идет в обход нашей страны
 
 
 
Создание газопровода - это антироссийская акция, поскольку он идет в обход нашей страны
Фото NEWSru.com

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Торжественное подписание соглашения между шестью странами - Турцией, Болгарией, Австрией, Венгрией, Румынией и Германией - о строительстве газопровода Nabucco вызвало весьма раздраженную, а то и откровенно враждебную реакцию российской стороны. Даже президент Дмитрий Медведев в ходе своего визита в Германию не удержался от едкого замечания о том, что ему до сих пор не объяснили, чем будет заполняться этот газопровод.

Если суммировать все российские обиды, высказанные насчет Nabucco, то картина вырисовывается следующая. Создание газопровода - это антироссийская акция, поскольку он идет в обход нашей страны (Туркмения – дно Каспийского моря – Азербайджан - Грузия - Турция - Болгария - Румыния - Венгрия - Австрия - Центральная Европа). Это решение политическое, направленное на то, чтобы сделать Россию более уступчивой в газовых делах и отучить ее перекрывать вентиль, как это уже неоднократно случалось на волне конфликтов с Украиной и Белоруссией.

Доказательство "политизированности" проекта - тот факт, что его первоначальная смета уже превышена в полтора раза – почти до 8 млрд долларов. Наконец, возвращаясь к ремарке Дмитрия Медведева, этот газопровод нечем наполнять. Его проектная мощность рассчитана на поставки более чем 30 млрд кубометров в год, а пул организаторов пока наскреб где-то 9 миллиардов. Но даже на максимуме загрузки, эта труба сможет обеспечить лишь 5% газа, необходимого Европе, в то время как на российскую долю приходится где-то треть европейского газового рынка.

Абсолютно все эти тезисы имеют право на существование, но при ближайшем рассмотрении совершенно не требуют истеричной, злобной или раздраженной реакции. Ну хотя бы потому, что они друг другу противоречат. Нас обижает то, что Nabucco идет в обход России? А зачем он нужен на нашей территории - нам дай бог со своими Южным и Северным потоком разобраться. Мы боимся альтернативы? А чего нам бояться конкуренции на уровне 5% рынка - и это в лучшем случае, да еще и к 2014 году? Им нечем заполнять газопровод? Ну и славно - узнают, как обходиться в газовых делах без России. Намерены потратить денег больше, чем планировалось? Ну а нам-то что за печаль: не из кармана же наших пенсионеров эти деньги берутся. В этой ситуации Россия скорее приветствовать должна появление Nabucco, а не выступать против него изо всех сил.

На самом деле, чтобы понять происходящее, вполне достаточно простого примера. Представьте себе, что в вашем жилом районе всего один продуктовый магазин. Вы и другие жители района и даже временно приезжающие в него люди полностью зависят от графика работы, ассортимента, качества обслуживания и цен в этом магазине: иначе останетесь без продуктов. Ну а хозяева торговой точки, естественно, только успевают подсчитывать прибыли, так как от посетителей отбоя нет. И тут недалеко открывают еще один продуктовый магазин - пусть даже поменьше первого. Но ситуация тут же меняется: часть покупателей переходит туда, где им ближе. А если у новичка еще и ассортимент лучше, обслуживание и цены, плюс работает он, скажем, круглосуточно, а не с 8 до 20, как первый, то люди могут потянуться по новому адресу.

В принципе, такая ситуация хороша для всего района и для всех его жителей. "Напрягает" она только владельцев того, первого, магазина, которые с уходом части клиентов могут потерять часть барышей. Чтобы этого не произошло надо включаться в нормальную конкурентную борьбу: улучшать качество обслуживания, понижать цены, усиливать рекламу, переходить на более удобный для покупателей график работы.

Если вернутся от этого примера назад к газопроводам, то Nabucco как раз и играет роль этого нового альтернативного магазинчика. А Россия, долгое время не испытывавшая никакой конкуренции на европейском газовом рынке, теперь с ней столкнется. А значит надо будет во многих ситуациях действовать по-новому: более тонко, более дипломатично, более рыночно, наконец.

Не стоит сомневаться: Nabucco заработает, и заполняться будет исправно. Азербайджан свою часть поставок уже гарантировал, Туркмения услуги предложила, наверняка в дело включатся и Иран, и Ирак. Что касается всяких политических напрягов, связанных с потенциальными поставщиками газа, то кто знает, какие дружественно–враждебные конфигурации возникнут к 2014 году.

Но если к тому времени России вдруг вздумается поиграть с вентилем, никто уже перед ней на коленях ползать не будет. Альтернативного газа вполне хватит для европейских потребителей на то время, пока идут переговоры. Да и цена за газ станет действительно рыночной, а не рыночной в понимании исключительно "Газпрома".

Ничего антироссийского, если присмотреться, в этой истории нет: у "Газпрома" большие шансы победить в честной конкурентной борьбе без всякого размахивания газовой дубиной. В выигрыше же окажется весь "микрорайон" - от Центральной Азии до Западной Европы - который связан с этой газовой историей. Право же не стоит отводить себе единственную роль – алчного и злобного торговца, обижающегося на весь белый свет за то, что тот не хочет терпеть его монополию.