Начав общаться с гражданами еще на прошлой неделе посредством прямого теледиалога, премьер-министр и кандидат в президенты уже на нынешней семидневке отметился целым рядом громких заявлений
premier.gov.ru
Начав общаться с гражданами еще на прошлой неделе посредством прямого теледиалога, премьер-министр и кандидат в президенты уже на нынешней семидневке отметился целым рядом громких заявлений
 
 
 
Начав общаться с гражданами еще на прошлой неделе посредством прямого теледиалога, премьер-министр и кандидат в президенты уже на нынешней семидневке отметился целым рядом громких заявлений
premier.gov.ru

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Провальные для "Единой России" результаты парламентских выборов и последовавшие за этим массовые акции протестов произвели сильное впечатление на власти. Об этом несложно судить по реакции лидеров страны на недавние известные события, поспешивших сгладить недовольство граждан. В частности, премьера Путина, развившего просто невиданную медийную активность.

Так, начав общаться с гражданами еще на прошлой неделе посредством прямого теледиалога, премьер-министр и кандидат в президенты уже на нынешней семидневке отметился целым рядом громких заявлений, проливших свет на его будущее президентство. Главным среди них, разумеется, стало вчерашнее выступление на юбилейном форуме "Деловой России", где Путин пообещал стране ни много ни мало "новую индустриализацию".

Суть, скрывающаяся за этими словами, не нова - попытка добиться высоких долгосрочных темпов роста экономики - на 6-7% в год в течение 10 лет - за счет диверсификации ее структуры. Главными драйверами этой перестройки должен стать "не сырьевой комплекс, а мощный высокотехнологичный производственный бизнес", на который у премьера, судя по всему, главная надежда.

Так, Путин признал, что возможности стимулировать модернизацию (слово из уходящего лексикона) за счет наращивания бюджетных расходов и расширения инвестпрограмм госкомпаний исчерпаны, а значит, без частных инвестиций, инициативы и компетенций не обойтись. Тем более, что рост госрасходов "ведет к ослаблению макроэкономической и бюджетной устойчивости, а также влечет за собой повышение налоговой нагрузки".

В части налогов и заготовлена бизнесу (правда, не всему, а только тому, что станет честно участвовать в "новой индустриализации") самая сладкая морковка. А именно, по мнению Путина необходим "решительный налоговый маневр", подразумевающий перераспределение налоговой нагрузки с производственников на сырьевиков, для чего необходима "перенастройка фискальной политики на решение задач индустриального развития страны" - соответствующие поручения уже даны МЭР и Минфину.

Для "хорошего" бизнеса в новогоднем мешке у Путина оказалось припасено еще немало более мелких, но не менее приятных подарков - обнуление таможенных пошлин на экспорт несырьевых товаров, создание механизма госгарантий для средних компаний, облегчение возможности подключиться к электросетям, защиту от рейдеров и даже возможность сходить во власть.

С "плохими" бизнесменами премьер поговорит иначе. К этой категории граждан Путин, очевидно, относит деловых граждан, выводящих свои активы в офшоры ( об этом Путин говорил на "Деловой России"), включая руководителей компаний с госучастием и аффилииорованных с ними чиновников (этих лиц премьер помянул во время своей поездки на СШГЭС в понедельник). Явно без особой симпатии относится Путин и к олигархам, "которые приобретают какие-то спортивные команды и вкладывают деньги за рубежом" (телеобщение с гражданами).

Означает ли все это, что уже скоро - после президентских выборов - с "плохим" бизнесом разберутся, заставив его перековаться в "хороший" или спишут в утиль? "Хороший" же заживет счастливо и без забот? Верить этому особенно не приходится - реализовать большинство из высказанных тезисов на практике будет сложно, а часто и вредно. Так, озвученное Путиным желание "поставить олигархов в стойло", паче чаяния, приведет не к водворению справедливости по отношению к итогам приватизации 90-х, а к ускоренному бегству капиталов из страны. Собственно, процесс уже пошел: на днях стало известно о намерении одного из владельцев "Альфа-групп" Михаила Фридмана вложить миллиард долларов в недвижимость в США. Объясняя этот жест, бизнесмен сослался на существование в России "некоего политического и экономического риска".

К схожим последствиям приведет и атака на офшоры, которые, как скажет вам любой консультант, в первую очередь все это время использовались россиянами в качестве надежного укрытия своих активов от судебного и чиновничьего произвола у себя на родине. Также уверенно можно прогнозировать сокращение и без того чахлого потока в Россию иностранных инвестиций. Достаточно сказать, что сегодня больше всего денег в страну приходит с Кипра и Голландии.

Едва ли стоит ждать, что сильно сладкой окажется и обещанная "морковка". Так, многие эксперты сомневаются в том, что удастся изыскать средства на налоговые послабления для "новоиндустриального" бизнеса в рамках нынешнего бюджета. Равно как трудно поверить в то, что ради этого правительство пойдет на его перекройку или наращивание заимствований. Как у нас борются с недобросовестными чиновниками (рейдерами, электросетями, задирающими цены…), тоже говорить не приходится.

Иными словами, в нынешнем виде тезисы премьера и, вероятно, будущего президента Путина, выглядят не столько реальной программой действий, сколько "костью", которую хотят бросить наиболее разочарованной части электората. Заставить же бизнес, который не стоит делить на "плохой" и "хороший", поверить в реальность перемен, могут только реальные реформы.