Краснинский суд Смоленской области арестовал 9,3 миллиарда рублей на счетах ООО "Икеа Мос (Торговля и недвижимость)" - российского представительства шведского мебельного гиганта IKEA, сообщает РИА "Новости".
Судья определила наложить арест на денежные средства, находящиеся на счетах ООО, открытых в кредитных организациях, в пределах суммы иска - 9 345 369 577 рублей. Таким образом суд удовлетворил требования бизнесмена Константина Пономарева о наложении обеспечительных мер на 9,3 миллиардов рублей.
Кроме того, суд запретил инспекции ФНС N13 по Подмосковью вносить в Единый государственный реестр юридических лиц любые записи, связанные с реорганизацией указанного ООО, в том числе о слиянии, присоединении и так далее.
В определении суда говорится, что согласно предоставленной к материалам иска копии бухгалтерского баланса ООО "Икеа Мос (Торговля и Недвижимость)" за 2015 год сумма требований кредиторов составляет 44 миллиарда рублей.
Это позволило суду сделать вывод, что арест денежных средств ООО без запрета регистрирующему органу вносить в ЕГРЮЛ записи о его реорганизации может затруднить или сделать в дальнейшем невозможным исполнение решения суда.
Как сообщает РАПСИ, первые обеспечительные меры в виде ареста денег на счетах "Икеа Мос" были приняты судом 16 ноября. Однако "Ситибанк" 21 ноября сообщил, что на счетах российской дочки IKEA отсутствуют денежные средства на сумму заявленных исковых требований.
Было установлено, что "Икеа Мос" еще 25 июля 2016 года разослала нескольким тысячам своих арендаторов письмо о начале процедуры "реорганизации", в котором говорилось, что любые перечисления денежных средств в пользу "Икеа Мос" должны производиться на счет вновь созданной компании - ООО "Икеа Сентерс Рус Оперейшн", которая также будет осуществлять все расчеты от имени "Икеа Мос".
Суд посчитал, что действия "Икеа Мос" "свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны ответчика в виде вывода принадлежащего ООО "Икеа Мос" имущества.
Реорганизация была начата 27 июня 2016 года, сразу после явки с повинной бывшего главного менеджера IKEA в Санкт-Петербурге Йоакима Виртанена, который признался в оговоре Пономарева в судах и в ходе следствия по пяти уголовным делам, возбужденным по заявлениям IKEA против Пономарева.
Йоаким Виртанен признал подлинность всех документов, которые подтверждают требования Пономарева к "Икеа Мос" и которые ранее оспаривались юристами компании. В настоящий момент все уголовные дела против Пономарева прекращены за отсутствием события преступления.
Компания IKEA не согласна с решением
"Группа компаний IKEA не согласна с определением Краснинского суда, считаем его необоснованным, незаконным и уже оспариваем его", - говорится в сообщении, которое приводит РИА "Новости".
"Мы расцениваем действия наших оппонентов как использование незаконных схем для получения денежных средств от компании", - подчеркнули в IKEA.
Кроме этого, корпорация считает, "что органы государственной власти должны обратить внимание на необоснованные действия Краснинского суда, поскольку подобные решения отрицательно влияют на операционную и инвестиционную деятельность компании в России".
"Константин Пономарев искусственно ввел в процесс физическое лицо Алексея Танько, чтобы перенести рассмотрение дела в поселок Красный и вернуться к рассмотрению обстоятельств, которым уже дал свою оценку Высший арбитражный суд. Алексей Танько заявил о себе как о поручителе по делам IKEA, хотя компания никогда не имела с ним никаких взаимоотношений", - рассказал РБК представитель IKEA в судах Виктор Степанов.
По его мнению, таким образом Пономарев пытается реализовать схему, по которой средства IKEA "мгновенно выводятся из России в офшор", как только суд первой инстанции принимает решение в пользу бизнесмена.
По аналогичной схеме в августе 2016 года Пономарев уже "выиграл" в суде поселка Красный 500 млн рублей и сразу переуступил права требования компании-однодневке ООО "Альфа", заметил Степанов. Юрист подчеркнул, что такая схема по сути делает невозможным возврат средств в случае обжалования решения суда в вышестоящих инстанциях.
Пономарев и IKEA ведут многолетнюю судебную тяжбу
Тяжба ведется из-за аренды генераторов для гипермаркетов мебельной компании в Санкт-Петербурге и продолжается более семи лет с 2009 года. Пономарев обвинял компанию в том, что она перестала платить за их аренду с июля 2008 года.
Еще в 2006 году российское представительство IKEA арендовало у ООО "Системы автономного энергоснабжения", которым руководил Пономарев, 112 дизельных электростанций для обеспечения электричеством гипермаркетов "Мега-Дыбенко" и "Мега-Парнас" в Санкт-Петербурге.
В 2008 году по окончании срока аренды "дочка" IKEA отказалась возвращать долги за использование дизелей, но продолжала пользоваться генераторами в 2009-2010 годах. Стороны подали десятки исков друг против друга в различные суды, однако в 2010 году подписали досудебное мировое соглашение, и IKEA выплатила Константинову 25 млрд рублей отступных.
Тем не менее в августе 2016 года он подал новый иск к шведской корпорации. В августе Краснинский суд уже взыскал с представительства IKEA в пользу Пономарева 507 миллионов рублей неустойки в связи с невыкупом дизельных генераторов.
В марте 2015 года в результате проверки налоговики пришли к выводу, что Пономарев не заплатил в 2010-2012 годах с этой суммы налог на доходы физлиц. При этом общую сумму, которую предприниматель задолжал бюджету с учетом пени, они оценили в 4,45 млрд рублей.
Из акта ИФНС следовало, что IKEA перевела средства на счет ООО "Системы автономного энергоснабжения", после чего Пономарев подписал со своей же компанией договор хранения этих средств и перевел их на личный счет сначала в "Лесбанке", а затем в "Сбербанке". Согласно договору, он не имел возможности распоряжаться этими деньгами, однако налоговики посчитали, что Пономарев получал с этих средств доход. В итоге средства оказались на счетах бизнесмена в банке ВТБ24. В такой схеме инспекция усмотрела попытку уйти от налогообложения.
Против Пономарева по обвинению в уклонении от уплаты налогов на 8 млрд рублей возбудили уголовное дело, которое впоследствии прекратили за отсутствием события преступления. Суд решил, что предприниматель и его бывшие компании соблюли требования налогового законодательства, связанные с получением денег от ООО "Икеа Мос". Пономарев и его фирма заключили договор о хранении денег, а средства по договору хранения нельзя признать доходом, и соответственно, налоги с этих денег предприниматель платить не должен.