Министры экономики и финансов 27 стран ЕС на встрече в Люксембурге попытаются договориться о согласованных антикризисных мерах
Reuters
Министры экономики и финансов 27 стран ЕС на встрече в Люксембурге попытаются договориться о согласованных антикризисных мерах
 
 
 
Министры экономики и финансов 27 стран ЕС на встрече в Люксембурге попытаются договориться о согласованных антикризисных мерах
Reuters

Министры экономики и финансов 27 стран ЕС во вторник на встрече в Люксембурге попытаются договориться о согласованных антикризисных мерах. Центральной темой этого планового заседания Совета ЕС по экономике и финансам ("Экофин") станет нынешний финансовый кризис, который оказался для Европы самым тяжелым за послевоенный период, передает ИТАР-ТАСС.

Накануне этой встречи в Люксембурге состоялось заседание еврогруппы, объединяющей министров финансов 15 стран "зоны евро", кроме того, прошел целый ряд двусторонних консультаций. По итогам этих переговоров председательствующая в ЕС Франция выступила с официальным заявлением, в котором подчеркивается, что "все страны ЕС не пожалеют усилий для борьбы с кризисом" и выражается надежда, что страны Евросоюза смогут выработать "единый общеевропейский подход к решению этой проблемы и будут действовать в тесном сотрудничестве".

Как отмечают эксперты, пока экстренные антикризисные меры государств ЕС не отличаются хорошей координацией. Более того, правительства ведущих стран ЕС расходятся в своих оценках первоочередных шагов, которые нужно предпринять на общеевропейском уровне.

Большинство стран Евросоюза готовы пойти на неограниченное государственное гарантирование частных вкладов, однако расходятся в оценках объемов необходимых вливаний средств на европейские финансовые рынки или в вопросе создания общеевропейского антикризисного фонда, аналогичному созданному в США "фонду Полсона", размер которого достигает 700 млрд долларов.

В Европе первый удар кризиса пришелся на конец прошлой недели, когда на грани банкротства оказались два десятка ведущих европейских банков и сотни более мелких.

Правительства во что бы то ни стало должны удержать большинство этих банков на плаву, иначе не миновать цепной реакции и хаоса в европейской финансовой системе, который, в свою очередь, отзовется во всем мире.

Чтобы избежать паники вкладчиков и массового изъятия вкладов, что стало бы для банков окончательным крахом, большинство государств ЕС уже объявили о неограниченном государственном гарантировании личных вкладов граждан. В частности, в воскресенье с сенсационным заявлением выступил минфин Германии, согласно которому Берлин готов направить на гарантирование вкладов граждан до 1 трлн евро.

У Европы нет общих механизмов спасения экономики

Ранее лидеры крупнейших экономик Европы на саммит в Париже отвергли единый план спасения финансовой системы Евросоюза, предложенный президентом Франции Николя Саркози. Предложение создать общеевропейский фонд в 400 млрд евро для поддержки европейских банков, пострадавших от кризиса, не нашло понимания у лидеров Великобритании, Германии и Италии. Оказалось, что Евросоюз не имеет необходимых механизмов для операций подобного масштаба, отмечает РБК Daily.

Предложения Саркози, заранее прозванные в СМИ "европейским планом Полсона", были встречены в штыки партнерами Франции по ЕС еще на стадии согласования повестки дня субботнего "мини-саммита". Британский министр по делам Европы Каролина Флинт выразила общее мнение, заявив в минувшую пятницу, что европейские правитель­ства "предпочитают решать во­просы по старинке, исходя из каждого конкретного случая и из специфики каждой конкретной страны".

Действительно, европейские банки в поисках спасения от кризиса сейчас обращаются не к Евросоюзу, а к своим национальным правительствам. Из последних примеров подобного рода можно привести выкуп правительством Великобритании контрольного пакета акций банка Bradford & Bingley за 14 млрд фунтов стерлингов и аналогичное мероприятие в отношении банка Fortis, спасение которого обошлось странам Бенилюкса в 11 млрд евро.

В ЕС отсутствуют механизмы, необходимые для претворения в жизнь финансовых планов общеевропейского масштаба, констатирует главный стратег по мировым рынкам британской Cantor Fitzgerald Стивен Поуп. "Непонятно, из каких источников планируется привлекать средства в проектируемый общеевропейский фонд, - отмечает Поуп. - В Евросоюзе нет единой налоговой службы, следовательно, фонд не может привлекать средства налогоплательщиков. Кроме того, ЕС не имеет права выпускать собственные гособлигации". Если бы "план Саркози" удалось бы каким-либо образом принять, это, по мнению эксперта, "привело бы только к бесконечным спорам о том, банку какой страны помогать деньгами в первую очередь".

В среднесрочной перспективе европейские банки не могут рассчитывать только на помощь своих правительств, подтвердил эксперт брюссельского Centre for European Policy Studies Карел Ланно. "Крупнейшие банки Европы давно переросли национальные границы, - констатировал эксперт. - Такие понятия, как "германский банк" или "бельгийский банк", устарели. Сфера деятельности европейских банков охватывает всю Европу, и спасать их в случае опасности Евро­союзу тоже в конце концов придется централизованно".