Правительство обсудило реформу РАО, провозгласив энергетику "национальным суперпроектом"
Архив NEWSru.com
Правительство обсудило реформу РАО, провозгласив энергетику "национальным суперпроектом"
 
 
 
Правительство обсудило реформу РАО, провозгласив энергетику "национальным суперпроектом"
Архив NEWSru.com

Правительство обсудило реформу РАО, провозгласив ее "национальным суперпроектом", а попутно фактически признав, что у России, обладателя самого крупного в мире топливно-энергетических комплекса, нет энергетической стратегии.

Как указывает "Время новостей", в четверг на заседании, посвященном ситуации в электроэнергетике, глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс и вице-премьер Александр Жуков в один голос критиковали существующую Энергетическую стратегию до 2020 года (принятую правительством в 2003 году), в частности, за то, что темпы роста потребления электричества в ней оказались занижены в разы. Никто не смог (а, возможно, и не пытался) предусмотреть бурного роста потребления в крупных центрах, прежде всего в коммунальном секторе и сфере услуг. "Стратегия должна быть коренным образом пересмотрена", - заявил Жуков. Процесс пересмотра, похоже, готов возглавить Анатолий Чубайс. Он пообещал в первом полугодии следующего года подготовить программу, которая станет опорным документом не только для электроэнергетики, но и для газовой, угольной и атомной отраслей.

"При составлении и обсуждении стратегии в 2003 году само государство продемонстрировало абсолютно поверхностное, если не равнодушное отношение к этому принципиальному документу. При этом крупнейшие представители бизнеса также провалились в своих оценках и прогнозах развития рынка. В частности, они доказывали, что экспорт нефти для России выгоднее экспорта нефтепродуктов, делая из этого вывод о неактуальности срочных инвестиций в нефтепереработку - с этих позиций выступали в 2002-2003 годах и глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, и представители "Лукойла". Сегодня мы имеем такую же отсталую структуру нефтепереработки, "ноль" реальных проектов строительства новых крупных НПЗ и перспективу бензинового дефицита в условиях бурно растущего автопарка России, темпы развития которого государство еще два года назад также оказалось неспособно оценить", - рассуждает "Время новостей" о перспективах российского топливно-энергетического комплекса.

Впрочем, в том, что касается электроэнергетики, подвижки все же были достигнуты. "Заседание правительства могло бы трижды стать сенсацией – если бы все высказанные кабинетом предложения были безоговорочно приняты правительством. Но даже будучи просто высказанными вслух, инициативы Белого дома взбудоражили инвесторов", - пишет "Коммерсант".

Речь идет о путях решения традиционной проблемы отечественной энергетики - катастрофического недостатка инвестиций. Чиновники по ходу реформы слишком долго раздумывали и сомневались в способах их привлечения. Поначалу речь шла о том, чтобы продать новые субъекты энергорынка – оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК и ТГК) на аукционе. Но эта идея не пришлась по вкусу только что назначенному в то время премьером Михаилу Фрадкову.

Глава РАО ЕЭС России Анатолий Чубайс на заседании правительства сказал: "Если мощности нет, значит, ее нет, и по команде она не появится – минимальный инвестиционный цикл составляет три-четыре года". И чиновники занялись инвестициями.

На заседании в четверг был предложен другой набор инструментов для экстренного привлечения денег в энергетику: правительство поддержало схему, при которой часть компаний выделится из РАО ЕЭС в 2006 году, а часть проведет допэмиссию акций под конкретные инвестиционные проекты. Оба процесса могут быть совмещены.

Любопытно, отмечает "Коммерсант", что как только новость о поддержке правительством этой схемы достигла инвесторов, акции компании "Мосэнерго" (она же ТГК-3), названных наряду с ОГК-5 одной из первых кандидатур на проведение допэмиссии в 2006 году, взлетели так, что обе ведущие российские биржи (РТС и ММВБ) вынуждены были приостанавливать торги акциями "Мосэнерго" (цены на них за несколько часов поднялись соответственно на 14% и 20%). Это является явным свидетельством того, что инвесторы готовы собственными деньгами поддержать правительственную схему.