В России коррупция не вирус, а сама система
Архив NEWSru.com
В России коррупция не вирус, а сама система
 
 
 
В России коррупция не вирус, а сама система
Архив NEWSru.com

Взяточничество, безусловно, не новое явление для России, отмечает Стивен Ли Майерс, автор статьи, появившейся на страницах газеты International Herald Tribune. Однако, согласно результатам нескольких последних опросов общественного мнения и интервью с десятками рядовых россиян, в последние годы, при президенте Владимире Путине, взятки выросли и по количеству, и по размерам (перевод на сайте Inopressa.Ru).

С большей настойчивостью, чем когда-либо раньше, специалисты по борьбе с коррупцией и правительственные чиновники предупреждают, что правительство настолько погрязло в коррупции, что взяточничество угрожает свести на нет все успехи России на пути движения вперед, которые произошли после распада Советского Союза 14 лет назад.

Материалы российского исследовательского фонда "Индем", Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других организации относят Россию к числу самых коррумпированных государств мира, помещая бывшую сверхдержаву в один ряд с развивающимися странами.

ОБСЕ написала в своем докладе: "Слабость, неэффективность и коррупция всех ветвей власти – самые главные препятствия для дальнейшего прогресса в реформировании России".

Международная организация по исследованию коррупции Transparency International сообщила в своем последнем докладе, что по масштабу коррупции Россия следует за такими странами, как Нигерия, Азербайджан и Ливия – страны, богатые нефтью, но насквозь пропитанные взяточничеством. Президент фонда "Индем" Георгий Сатаров обвиняет в ослаблении законности политику Путина. По мнению Сатарова, для борьбы с коррупцией необходимы три условия: свободные средства массовой информации, энергичная политическая оппозиция и независимая судебная власть. При Путине Кремль урезал все три эти ветви власти.

"Самое главное – это то, что Путин ничего не делает для изменения ситуации", – говорит Сатаров. Взяточничество растет быстрыми темпами, особенно в бизнесе, где, по оценке фонда "Индем", средний размер взятки составляет 135 тысяч долларов, что в 13 раз больше, чем было в 2001 году. Согласно результатам недавнего опроса, проведенного Всемирным банком, 78% российских компаний сообщили о том, что им приходилось платить взятки. Другой опрос, проведенный Консультативным советом иностранных инвестиций, созданный российским правительством и иностранными корпорациями в 1994 году, показал, что 71% компаний считают коррупцию самым большим препятствием для иностранных инвестиций.

Сатаров рассказал, что один крупный бизнесмен признался ему в том, что ему приходится платить взятки пяти министрам правительства. На взятки уходит половина доходов этого бизнесмена. "Когда эта цифра достигнет 70%, я закрою свой бизнес", – вспоминает Сатаров слова своего собеседника.

Один бизнес-консультант, который до недавнего времени работал с Евросоюзом над проектами в сфере экономического развития в Калининграде и Москве, сказал о том, что он постоянно сталкивался с чиновниками, которые требовали взятки, подарки или же настаивали на том, чтобы он принял на работу их родственников, не обладающих необходимой квалификацией.

В интервью этот консультант, который согласился обсуждать проблему только на условиях анонимности из-за опасений мести, сказал о том, что взяточничество необходимо рассматривать как составной элемент российского правительства.

"Коррупция – это не вирус, который заразил систему, – сказал этот аноним американскому журналисту, имея в виду то, что в Европе и в Соединенных Штатах взяточничество понимают как отклонение от нормы, которому нужно помешать распространиться, а затем ликвидировать. – В самой системе заложена коррупция".