Доля россиян, считающих себя средним классом, за два года сократилась с 61% до 51%
Moscow-Live.ru
Доля россиян, считающих себя средним классом, за два года сократилась с 61% до 51%
 
 
 
Доля россиян, считающих себя средним классом, за два года сократилась с 61% до 51%
Moscow-Live.ru

За последние два года, прошедшие с начала экономического спада, число россиян, относящих себя к среднему классу, сократилось на 10%. При этом сейчас относит себя к среднему классу чуть больше половины россиян. Такие данные приводятся в очередном обновлении исследования "Потребительский индекс Иванова", проводимого экспертами Sberbank CIB.

Доля россиян, которые идентифицируют себя как входящих в средний класс, сократилась с 61% населения в третьем квартале 2014 года до 51%. Аналитики отмечают, что затраты росли быстрее, чем зарплата, а это неизбежно оказывало давление давление на потребление товаров, которые не относятся к категории первой необходимости.

В то же время в Sberbank CIB рассчитывают на то, что средний класс перестанет сокращаться дальше, ввиду того что темпы роста заработной платы будут на уровне инфляции.

Индекс потребительской уверенности по итогам прошлого квартала вырос до минус 15% против минус 17% во втором квартале 2016 года, что обусловлено ростом зарплат, ослаблением инфляционных ожиданий и опасений, связанных с курсом рубля, а также улучшением ситуации на рынке труда.

Эксперты отмечают, что значение индекса за третий квартал 2016 года выросло за счет улучшения оценки текущей ситуации, а не за счет изменения ожиданий и перспектив - в отличие от второго квартала 2015 года, когда индекс повысился вследствие неоправданного всплеска оптимизма.

Что касается индекса национального благосостояния, также рассчитываемого Sberbank CIB, то он за 12 месяцев вырос с минус 30% до минус 25%.

Это, по мнению аналитиков, могло быть обусловлено продолжающимся замедлением инфляции, ослаблением опасений, связанных с курсом рубля, и улучшением ситуации с занятостью. Сократилась и доля россиян, считающих экономику страны нестабильной, до 82% против 83% во втором квартале 2016 года.

В то же время индекс, оценивающий условия для совершения крупных приобретений, уменьшился с минус 26% до минус 27%.

Кроме того, в отчете отмечено снижение уровня безработицы среди респондентов, до 10,9% по сравнению с 11,3% во втором квартале 2016 года. Заработная плата у четверти россиян с начала года была повышена или индексирована на 6,3%, т. е. в среднем по выборке повышение составляет 1,6%.

При увеличении заработной платы граждане предполагают тратить только 19% прибавки на продукты питания (по сравнению с текущими 38% дохода, которые тратятся на продукты питания), 16% - на одежду и товары для дома (против текущих 17%), а 12% - откладывать (сейчас доля сбережений составляет лишь 7%).

Стоит отметить, что при всем том россияне больше, чем кто-либо другой, склонны прибедняться. По данным исследования экономистов Владимира Гимпельсона и Даниэля Трейсмана Misperceiving Inequality, о котором накануне рассказал еженедельник "Коммерсант Деньги", жителям России и постсоветских стран вообще трудно определить, богатые они, или бедные.

Исследователи проанализировали 40 кросс-национальных опросов из базы данных международной программы социальных исследований ISSP и пришли к выводу, что состоятельные граждане в России и других постсоветских странах оценили свое положение как почти бедственное. 70% опрошенных в России поместили себя в нижнюю половину распределения (беднее среднего уровня по стране), 60% - в Белоруссии, 77% - на Украине.

Опрошенные в развитых странах свое положение в иерархии оценивают более адекватно - во Франции "бедных" среди богатых оказалось 43%, в Италии - 41%, в Великобритании - 40%, в Германии - 23%.

Аналогичный опрос в соцсети "ВКонтакте" дал чуть иной результат: в бедные себя записали 61,5%, в средний класс - 34%, 4,5% в богатые.

С другой стороны, напоминает издание, как отмечается в докладе Института социологии РАН "Бедность и неравенство в современной России: 10 лет спустя", бедные в России нередко пытаются имитировать потребительские модели, которые им кажутся свойственными для богатых, часто залезая ради этого в кредиты.