Участники польского энергетического саммита не получили гарантий от добывающих стран
RTV International
Участники польского энергетического саммита не получили гарантий от добывающих стран         В минувшую субботу в Кракове закончился польский двухдневный саммит президентов Азербайджана, Польши, Украины, Литвы и Грузии.
 
 
 
Участники польского энергетического саммита не получили гарантий от добывающих стран
RTV International
 
 
 
В минувшую субботу в Кракове закончился польский двухдневный саммит президентов Азербайджана, Польши, Украины, Литвы и Грузии.
Reuters

В минувшую субботу в Кракове закончился польский двухдневный саммит президентов Азербайджана, Польши, Украины, Литвы и Грузии. Они подписали совместную декларацию, в которой поддержали строительство польской части нефтепровода Одесса–Броды до города Плоцка. Однако в результате саммита не удалось добиться официальных гарантий наполнения этого трубопровода от добывающих стран. Туркмения проигнорировала саммит, Казахстан прислал вместо президента замминистра энергетики и природных ресурсов и даже азербайджанский лидер Ильхам Алиев, заверив коллег в том, что Баку хочет "играть все большую роль в обеспечении Европы нефтью", признал, что говорить о гарантиях поставок даже из его страны еще слишком рано, пишет газета "Новые известия".

Главным итогом встречи стала договоренность о создании совместного предприятия по достройке нефтепровода Одесса–Броды до Плоцка. Главной победой Киева можно назвать непубличное обещание Алиева обеспечить поставки нефти с 2012 года. Украина, в свою очередь, обязуется передать трубопровод в управление создаваемому СП. Для этого президент Ющенко пообещал, что в Украине будет пересмотрено законодательство, запрещающее коммерческим структурам управлять нефтетранспортными активами. После изменения законодательства СП сможет получить в управление нефтепровод Одесса–Броды–Плоцк, и, таким образом, Киев выполнит требования поставщика – азербайджанской стороны, пишет газета "Коммерсант-Украина". При этом Ющенко подчеркнул на пресс-конференции, что "еще не утвердили окончательной экономической формулы того, как международное СП или консорциум будет распоряжаться транспортными активами".

Высокопоставленный источник в секретариате президента Украины сообщил газете, что, зная о пророссийском векторе политики Казахстана и Туркменистана, никто не ожидал предметного разговора о поставках нефти. "Мы готовились объявить о создании двустороннего украинско-польского СП", - пояснил собеседник издания.

По мнению президента Грузии Михаила Саакашвили, реализация проекта, стоимость которого оценивается в 500 млн евро, нуждается в поддержке Евросоюза, поэтому каждый из участников саммита должен лично приложить усилия, чтобы убедить западноевропейских политиков включиться в финансирование достройки нефтепровода. На словах ЕС поддерживает проект, однако до сих пор он выделил на подготовку бизнес-плана предприятия 2 млн евро, а от дальнейшего финансирования пока воздерживается.

Единая энергостратегия участниц блока, к созданию которой призвал президент Украины Виктор Ющенко (по его словам, "ни одно государство ныне не имеет самодостаточной энергетической политики"), будет во многом альтернативна энергополитикам и России, и ЕС – их же будут пытаться согласовывать на самарском саммите "Россия-ЕС" 17 мая. При этом никакой видимой поддержки западного энергоблока со стороны США пока нет. Таким образом, перспективы альянса зависят от того, присоединятся ли к нему другие страны ЕС: участники саммита заявили, что блок открыт для новых участников.

Отметим заявление президента Литвы Валдаса Адамкуса по возвращении из Польши. Он сообщил, что может заблокировать намеченные в Самаре в рамках саммита "Россия-ЕС" переговоры о подписании нового договора о сотрудничестве. Такую возможность литовский лидер увязал с проблемой возобновления поставок в Литву на единственный в странах Балтии Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод российского сырья по нефтепроводу "Дружба".

В результате саммита было сделано итоговое коммюнике, которое констатировало создание энергоблока государств, объединяемых общими подходами к энергетической политике. Встречи президентов государств–участников блока будут постоянными, следующая намечена на октябрь 2007 года в Вильнюсе.

Для России появление новых маршрутов центральноазиатских энергоносителей означает превращение Казахстана и Туркмении из младших партнеров в конкурентов на европейском рынке. Москва настойчиво предлагает президенту Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедову отказаться от транскаспийского трубопровода в пользу Прикаспийского, который должен пройти по восточному берегу Каспия из Туркмении через Казахстан в Россию.

В результате поездки российского президента в казахстанский Актау, главы России, Казахстана и Туркмении подписали декларацию, открывшую путь к строительству Прикаспийского газопровода, по которому туркменский газ через территорию Казахстана впадет в российскую газотранспортную систему.

Таким образом, выбирая между несколькими вариантами транспортировки газа в Европу, Казахстан и Туркмения выбрали российскую версию. Соответственно были отвергнуты два возможных транскаспийских проекта, активно лоббируемых Западной Европой и США.