Заметнее всего эти санкции отразятся на шельфовых проектах "Роснефти" и "Газпрома", у которых мало опыта в развитии таких проектов
ОАО "Газпром"
Заметнее всего эти санкции отразятся на шельфовых проектах "Роснефти" и "Газпрома", у которых мало опыта в развитии таких проектов
 
 
 
Заметнее всего эти санкции отразятся на шельфовых проектах "Роснефти" и "Газпрома", у которых мало опыта в развитии таких проектов
ОАО "Газпром"

США и Евросоюз готовят очередной пакет санкций против России, который будет введен в случае, если Запад заподозрит Москву в попытках сорвать украинские президентские выборы 25 мая. Американскому и европейскому бизнесу, в частности, могут запретить поставлять в Россию высокотехнологичное оборудование для энергетической отрасли, пишет РБК daily.

Вашингтон с 1 марта уже приостановил выдачу новых экспортных лицензий на высокотехнологичное оборудование, которое может использоваться в военных целях, а с 28 апреля вообще запретил их выдачу.

Текущие проекты в ТЭКе могут быть ограждены от санкций, но новые программы рискуют подвергнуться дополнительному контролю со стороны США или заблокированы, пишет издание. Заметнее всего эти санкции отразятся на шельфовых проектах "Роснефти" и "Газпрома", у которых мало опыта в развитии таких проектов.

"Российские технологии сейчас не в состоянии заместить то, что предлагают иностранцы. Так исторически сложилось: там (на Западе) компании полстолетия спокойно работают и развиваются, при них целые исследовательские институты работают. В России же нефтесервисная отрасль пережила не одну реформу и скорее борется за выживание, чем развивается", - говорит исполнительный вице-президент российской нефтесервисной компании "НьюТек Сервисез" Рафаэль Нуриев.

Единственный действующий российский проект на арктическом шельфе - Приразломное месторождение "Газпрома". "Роснефть", заключившая соглашения о работе на шельфе с ExxonMobil, Eni и Statoil, планирует пробурить первую скважину в Карском море в августе 2014 года.

Проектам нефтяников на суше новые санкции не так опасны: основная часть оборудования, которое закупают нефтяные компании, имеет российские аналоги.

А по мнению президента некоммерческого объединения "Союзнефтегазсервиса" Игоря Мельникова, на разработку собственных программно-аппаратных средств для нефтегазового сектора уйдет два-три года. Сотрудничество с западными компаниями, несмотря на потенциальные санкции, может продолжаться через посредников, считает он.

Технологические санкции ударят по ведущим американским нефтесервисным компаниям: Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes, которые сотрудничают с нефтегазовыми партнерами в России, ведя разведку сложно извлекаемых запасов российской нефти.

Годовая выручка Schlumberger на российском рынке - около 3 млрд долларов, Weatherford - около 1 млрд, Halliburton и Baker Hughes - по 0,5 млрд. Даже если этим компаниям запретят поставлять высокотехнологичное оборудование в Россию, российские компании смогут найти аналоги в Китае, где западные компании производят половину своих продуктов. По оценкам экспертов Минэнерго, в ближайшие три года серьезного влияния на отрасль введение технологических санкций не окажет.