Владимир Попов
DOC Research Institute
Владимир Попов Неравенство доходов по-разному влияет на уровень счастья в обществе в зависимости от ВВП: в богатых странах неравенство делает людей менее счастливыми, а в бедных он растет с неравенством
 
 
 
Владимир Попов
DOC Research Institute
 
 
 
Неравенство доходов по-разному влияет на уровень счастья в обществе в зависимости от ВВП: в богатых странах неравенство делает людей менее счастливыми, а в бедных он растет с неравенством
Vt-808 / Wikimedia Commons

Неравенство доходов по-разному влияет на уровень счастья в обществе в зависимости от ВВП: в богатых странах неравенство делает людей менее счастливыми, а в бедных он растет с неравенством. К такому выводу пришел директор научных исследований института "Диалог цивилизаций", основанного бывшим руководителем РЖД Владимиром Якуниным, сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Владимир Попов.

В своем исследовании "Миллиардеры, миллионеры, неравенство и счастье", на которое ссылается РБК, Попов использовал данные об ощущении счастья в разных странах из ежегодного Всемирного доклада о счастье (World Happiness Report), публикуемого ООН, и Мировой базы данных о счастье (World Database of Happiness). Речь идет о самооценке личного счастья по шкале от 0 до 10, полученной из опросов населения.

Согласно результатам Попова, в странах с подушевым уровнем дохода ниже 25 тысяч долларов в год, к которым относятся, в частности, Болгария, Украина, Камерун, Колумбия, Египет, Иран, рост имущественного неравенства приводит к некоторому увеличению уровня счастья.

Экономист признает, что неравенство "подрывает социальную мобильность и ведет к консервации социальной стратификации: чем выше уровень неравенства, тем больше вероятность, что доход человека будет очень близок к доходу его родителей". В то же время, по его мнению, "определенное неравенство не только вызывает в обществе терпимость, но и попросту необходимо для ощущения счастья".

Попов связывает это явление, в частности, с растущим количеством "самодельных" миллиардеров в Восточной Азии, Латинской Америке и Африке. Это позволяет обычным людям считать, что стать богатым в принципе может каждый, и оказывает положительное воздействие на ощущение счастья, особенно в странах с низким уровнем дохода.

В странах с высоким уровнем дохода рост неравенства делает людей несчастными. Наиболее яркий пример - США, где в последние годы повысились показатели неравенства в доходах, а индикаторы счастья ухудшились. Попов указывает на различие двух показателей - неравенства в распределении доходов и неравенства в распределении богатства, которые в целом не совпадают. По его данным, неравенство в богатстве, то есть большая доля миллионеров или миллиардеров, положительно коррелирует с уровнем счастья во всех странах.

Так, страны с относительно высоким уровнем подушевого ВВП, низким уровнем неравенства в доходах населения, но высокой долей миллиардеров, подобно Финляндии, Дании, Норвегии, занимают первые места в рейтинге счастья ООН.

Страны же с относительно низким уровнем подушевого ВВП и высокими уровнями неравенства в доходах и богатстве, к которым относятся Гондурас, Боливия, Эквадор, Коста-Рика, занимают в рейтинге счастья ООН места от 12-го до 61-го.

Россия же находится в этом рейтинге на 68 месте: по оценке эксперта, страна находится на границе, за которой повышение неравенства уже не вызывает увеличения уровня счастья. По данным ООН, россияне стали ощущать себя более счастливыми в 2016-2018 годах по сравнению с 2005-2008 годами, но не намного. При этом в 2018 году в России впервые с 2012 года вырос уровень расслоения общества.

А по концентрации богатства в руках миллионеров и миллиардеров Россия занимает одно из самых высоких мест в мире: по данным Credit Suisse на середину 2018 года, на долю 10% самых обеспеченных людей приходится 82% всего личного богатства страны. Аналитики Высшей школы экономики и Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка идут еще дальше, заявляя, что на 3% самого обеспеченного населения России в 2018 году приходилось 89% всех финансовых активов, 92% всех срочных вкладов и 89% всех наличных сбережений.