Не так давно Эндрю Ллойд-Уэббер передал Christie's картину Пикассо "Портрет Анхеля де Сото" из своего собрания
Не так давно Эндрю Ллойд-Уэббер передал Christie's картину Пикассо "Портрет Анхеля де Сото" из своего собрания
 
 
 
Не так давно Эндрю Ллойд-Уэббер передал Christie's картину Пикассо "Портрет Анхеля де Сото" из своего собрания

Новоявленные миллионеры из России, Китая и с Ближнего Востока, лопающиеся от богатств, которые им принес мировой товарный бум, заявляют о себе как о ведущей силе на мировом арт-рынке. Во вторник в Нью-Йорке начнутся торги ведущих аукционных домов, на которых иностранные покупатели, как ожидается, поднимут объемы продаж до рекордных высот. Всемирно известные торговцы раритетами Christie's, Sotheby's и Phillips de Pury рассчитывают, что в течение двух недель впервые общая сумма продаж составит 1,1 млрд долларов, пишет The Wall Street Journal. В прошлом году осенние продажи принесли 764 млн долларов.

В поисках новых клиентов-толстосумов аукционные дома проводят обширные маркетинговые кампании. Не так давно Эндрю Ллойд-Уэббер передал Christie's картину Пикассо "Портрет Анхеля де Сото" из своего собрания, а теперь автора "Кошек" попросили отправиться в Москву для встречи с местными журналистами и коллекционерами. Предполагается, что картина Пикассо, купленная 11 лет назад за 29 млн долларов, будет продана за 60 млн долларов, которые будут направлены на благотворительные цели.

Sotheby's впервые напечатал каталог своих главных лотов на русском языке, а параллельно разместил рекламу в московской деловой газете "Коммерсант". Эксперты Sotheby's по живописи озабочены "продвижением" лотов, а специалисты, говорящие по-русски, будут заключать сделки по телефону. Наконец, впервые в своей истории Sotheby's, совершая рекламные предаукционные поездки по миру, обошел своим вниманием Цюрих, зато посетил Гонконг, Токио и Лондон. (Полный текст на сайте Inopressa.)

"Новички меняют структуру рынка, - цитирует американское издание слова арт-дилера Сьюзан Данн из нью-йоркской PaceWildenstein. - У них безграничные доходы, и деньги они не считают во время охоты за художественными трофеями. Так что аукционисты куют железо пока горячо".

"Это безумие, но есть масса свидетельств того, что гонка за произведениями искусства обостряется во всем мире", - говорит Дэвид Норман, один из руководителей отдела импрессионизма и модернизма аукционного дома Sotheby's.

Аукционные дома уже расширили свои представительства, устроив отдельные торги для русского, индийского, и даже современного китайского искусства. В общих чертах стратегия заключается в том, чтобы "подцепить" начинающего ценителя прекрасного на крючок, предлагая ему предметы культурного наследия родной страны, а затем расширять его предпочтения, стараясь привлечь внимание клиента к более дорогим "шедеврам".

Представители Восточной Европы хорошо зарекомендовали себя как покупатели и ценители творчества Шагала, но работники аукциона ставят им в пример русского коллекционера Сергея Щукина, покупавшего работы Матисса и Пикассо. В советское время границы для произведений искусства были, разумеется, закрыты. Зато сейчас эти границы, как и бумажники коллекционеров, открыты нараспашку.

В Нью-Йорке кипящие аукционные страсти придают всему действу незабываемый драматизм. После весенних торгов несколько месяцев не утихали разговоры о том, кто же все-таки купил "Портрет Доры Маар" кисти Пикассо за 95 млн долларов. В конечном счете мир искусства решил, что это должен быть непременно русский. Но доказать предположение так и не удалось.

По мере того как на рынок приходят новые деньги, многие американские коллекционеры постепенно превращаются в продавцов. Опытные собиратели искусства XX века, в том числе Дэвид Геффен, постепенно негласно избавляются через дилеров от части своих коллекций. За последние пару месяцев Геффен продал по одному полотну Де Кунинга, Джаспера Джонса и Поллока на общую сумму 285 млн долларов. Другие, как Майкл Овиц, выставляют нынешней осенью на продажу через аукционные дома менее значимые работы из своих собраний.

Аукционисты наперегонки стараются оправдать меняющиеся ожидания и пожелания клиентов. Нью-йоркские коллекционеры еще могут соперничать на торгах за творчество современных американских художников-нонконформистов, платя гораздо больше, чем ожидалось, за новых фаворитов вроде Лайзы Юскавейдж, Сесили Браун и Барнабу Фурнаса. Но нувориши всех стран падки на вечные ценности, поэтому Sotheby's и Christie's делают ставку на классические полотна, в том числе Сезанна, Моне, Гогена и Климта.

Sotheby's пришлось в этом сезоне изрядно потрудиться над рекламой, поскольку среди лотов кисти импрессионистов и модернистов почти нет лотов шедеврального масштаба. Зато, говорит Норман, среди лотов присутствует немало работ экспрессионистов. А, чтобы добавить пасторальную ноту, он также включил в коллекцию продаж несколько картин XIX века, в том числе портрет женщины в белой рубашке с оборками кисти Хоакина Соролья-и-Бастида. Главный лот Sotheby's - сезанновский натюрморт с дынями за 35 миллионов долларов.

Christie's, в свою очередь, может предложить ряд шедевров импрессионизма и модернизма, в том числе Пикассо из коллекции Ллойда-Уэббера - мрачный портрет друга художника. Аукционный дом также выставляет яркую "Уличную сцену в Берлине" (1931) Эрнста Людвига Киршнера, оцененную в 24 млн долларов, редкого Гогена таитянского периода (45 млн) и несколько недавно возвращенных работ Густава Климта (93 млн).

Глава отдела импрессионизма и современного искусства Гай Беннетт говорит, что Christie's просто пожинает плоды грамотной маркетинговой политики. Но по крайней мере часть заслуг принадлежит недавним судебным решениям. Ведь семь топ-лотов попали к Christie's в результате реституции , проведенной в пользу наследников законных владельцев-евреев, у которых картины были конфискованы нацистами. Эксперты по реституции из дома Christie's внимательно отслеживают такие дела, говорит Беннетт. Пять из числа этих работ были оценены в гарантированную сумму, так что продавцы ничем не рискуют. (Аукционный дом обещает продавцу продать лот за определенную сумму, а в обмен получает доход, иногда достигающий 40%, если картина уйдет за сумму, превышающую обещанную.)

Конечно, заполучить такие выгодные топ-лоты очень непросто. Оба аукционных дома потратили немало собственной наличности, чтобы представить эти работы на аукционе. Sotheby's гарантировал цену на 48 лотов, вложив по меньшей мере 40 млн долларов собственных средств в одно только современное искусство. Christie's гарантировал 43 лота на сумму не менее 150 млн, большая часть которой относится к четырем картинам Климта.

При этом будущие продажи послевоенного и современного искусства вряд ли будут менее значимыми. Аукционные дома предлагают массу произведений Энди Уорхола. Sotheby's по-прежнему рассчитывает продать произведений нового искусства на 199 млн, в том числе портрет склонившейся обнаженной работы Фрэнсиса Бэкона (оценивается в 12 млн долларов) и несколько энергичных абстракций Де Кунинга. У Christie's тоже есть шесть работ Де Кунинга. В целом его выручка от современного искусства может достичь 279 млн долларов.