С отставкой Дэвида Бланкетта премьер Тони Блэр теряет власть
BBC News
С отставкой Дэвида Бланкетта премьер Тони Блэр теряет власть
 
 
 
С отставкой Дэвида Бланкетта премьер Тони Блэр теряет власть
BBC News

Тони Блэр с отставкой Дэвида Бланкетта лишился ключевого союзника в кабинете министров, взбунтовавшиеся лейбористы сократили его большинство в палате общин до одного голоса, а от его законопроекта о терроризме не осталось камня на камне. Решение Бланкетта покинуть правительство, принятое во второй раз за 11 месяцев, заставляет премьер-министра усомниться в своих суждениях и задуматься о том, как долго он сможет удержаться у власти, пишет в четверг газета Daily Telegraph (перевод на сайте Inopressa.ru).

Бланкетт наконец признал, что совершил "ошибку", и сказал, что уходит, стремясь защитить правительство от скандала, связанного с его деятельностью и личной жизнью. Это конец политической карьеры, в течение которой 58-летний Бланкетт одержал победу над слепотой, став министром внутренних дел и одним из ближайших политических союзников Блэра. Бланкетт прошел путь от левого радикала в совете графства Шеффилд до видного приверженца нового лейборизма. Но его личная жизнь стала своего рода Вестминстерской мыльной оперой с тех пор, как любовный роман, обернувшийся катастрофой, привел в декабре к его первой отставке.

Уход Бланкетта был самым сильным личным и политическим ударом, который Блэр получил с тех пор, как другой его союзник и друг - Питер Менделсон - во второй раз ушел из правительства в марте 2001 года, пишет британское издание. Премьер-министр поставил на карту собственный авторитет, заявив, что нарушения этического кодекса, связанные с постами, которые Бланкетт занимал, когда не был в правительстве, недостаточно серьезны для увольнения или отставки. Но парламентарии заставили его действовать, дав понять, что Бланкетт утратил их доверие.

Еще один удар был нанесен Тони Блэру, когда противники законопроекта, подготовленного после взрывов 7 июля, из числа лейбористов попытались смягчить формулировки о подстрекательстве к терроризму. В один из худших для Блэра дней пребывания у власти правительственное большинство в 66 голосов сократилось до одного голоса.

Этому предшествовал призыв премьер-министра к парламентариям "серьезно подумать", прежде чем проголосовать против новых мер, которых требует полиция. Затем министр внутренних дел Чарльз Кларк предложил в срочном порядке провести переговоры о планах держать подозреваемых в терроризме под стражей до 90 дней без предъявления обвинений, чтобы предотвратить голосование против ключевой части законопроекта.

Ранее лидер консерваторов Майкл Ховард ехидно пошутил по поводу отставки Бланкетта, заявив, что власть Блэра не рассасывается, а истекает кровью. События этой недели, после раскола кабинета министров по вопросам реформы образования и запрета на курение, стали "началом конца" правительства Блэра, сказал Ховард.

Стремясь показать, что он держит ситуацию под контролем и полон решимости довести до конца реформу управления, несмотря на противодействие парламентариев-лейбористов, Блэр назначил преемником Бланкетта главу аппарата правительства Джона Хаттона. 50-летнего Хаттона считают верным сторонником Блэра, готовым взяться за воплощение планов по сокращению пособий, которые Бланкетт не торопился осуществлять.

Лейбористы в парламенте заявили, что вторая отставка Бланкетта заставляет усомниться в правильности суждений Блэра. Они ожидают, что в результате усилится давление на премьер-министра, от которого будут добиваться скорейшей передачи власти Гордону Брауну, пишет Daily Telegraph.

До вечера вторника Бланкетт, при поддержке Даунинг-стрит, защищался, говоря, что не совершил никаких злоупотреблений и стал жертвой "охоты на ведьм", развернутой СМИ. Но поддержку лейбористов в парламенте он потерял. Лидеры фракции лейбористов сообщили, что многие парламентарии недовольны тем, как он покупал акции и стремился к обогащению своих родственников, отвечая в правительстве за сокращение пособий инвалидам. Министров беспокоило то, что плохая репутация помешает ему выполнять свои обязанности, и будет отвлекать от работы все правительство.

Очередным ударом для Бланкетта стало появившееся на этой неделе сообщение о том, что он своевременно не внес в налоговую декларацию гонорары на общую сумму 20 тыс. фунтов, полученные им за выступления весной, когда он был простым парламентарием. Из нового реестра интересов парламентариев будет видно, что сделки Бланкетта с Indepent Consulting и Организацией исследований и технологий, когда он не был в правительстве, принесли ему до 40 тыс. фунтов. О гонорарах за выступления стало известно в ходе изучения всех его сделок, когда он боролся за сохранение своего поста. Если бы он остался министром, публикация подробностей могла бы привести к новому скандалу.

Отсутствие поддержки со стороны парламентариев, по-видимому, убедило Блэра и Бланкетта в том, что игра проиграна, полагает Daily Telegraph. Бланкетт признал, что его вторая отставка является концом правительственной карьеры, а Даунинг-стрит, в отличие от первого раза, дала понять, что не планирует возвращать его. Бланкетт выглядел гораздо спокойнее, чем во время своей отставки с поста министра внутренних дел. "Я совершил ошибку и расплачиваюсь за это", - заявил он на пресс-конференции. Бланкетт добавил, что ему следовало посоветоваться с консультативной комиссией, прежде чем соглашаться на новую работу после ухода из правительства.