Саддам должен быть казнен, заявляет оппозиция
Архив NEWSru.com
Саддам должен быть казнен, заявляет оппозиция
 
 
 
Саддам должен быть казнен, заявляет оппозиция
Архив NEWSru.com

Представители иракской оппозиции в изгнании, которые, возможно, займут места и в законодательной власти послевоенного Ирака, настаивают на том, чтобы Вашингтон позволил им вынести Саддаму Хусейну и его ближайшим помощникам смертный приговор. Однако одобрение такого решения еще более осложнит отношения Америки с Великобританией и ООН, которые протестуют против подобного подхода, пишет сегодня The Guardian (перевод на сайте Inopressa.ru).

Несколько иракцев, входящих в состав временной рабочей юридической группы, созданной Госдепартаментом США с целью определения структуры послевоенной судебной власти (факт создания этой группы сознательно не предавали огласке), утверждают, что казнь тех, кто совершил военные преступления в Ираке, будет встречена в иракском обществе с огромным удовлетворением.

"Будет возмутительно, если лидеры режима, который выносил смертные приговоры даже тем, кто уходил в самоволку из армии на четыре или пять дней, получат пожизненное заключение, - заявил один иракский юрист, участвующий в консультациях с Госдепартаментом. - В Ираке это просто не пройдет".

Вопрос о смертной казни стал еще одной дилеммой, с которой столкнулись Пентагон и Госдепартамент, рассматривая способы судебного преследования за военные преступления в Ираке после падения режима. Если этот процесс будет осуществлять структура, в которой будут доминировать американцы США, - например, военные суды - это может вызвать большое недовольство населения региона.

В то же время 'большая степень участия ООН является неприемлемой ни для Америки, ни для лидеров иракской оппозиции, которые обвиняют международное сообщество в том, что оно все это время закрывало глаза на военные преступления Саддама. Требование оппозиции о смертном приговоре для Саддама Хусейна выглядит так, словно они изначально хотят закрыть дверь для ООН, поскольку ни один ооновский трибунал не имеет полномочий выносить смертный приговор.

Вчера на встрече с журналистами чрезвычайный посол Госдепартамента США по военным преступлениям Пьер-Ричард Проспер обратился к вопросу о военных преступлениях, совершаемых против американских солдат в ходе нынешнего конфликта. Всех обвиняемых ждут американские трибуналы и суд по американским законам. Проспер сообщил журналистам, что, кроме того, будут предприняты попытки осудить виновных в аналогичных преступлениях, совершенных во время войны в Персидском заливе 1991 года.

И все же самой сложной задачей для временной администрации будет судебное преследование тех, кого обвинят в преступлениях против иракских граждан. В то время как иракская оппозиция беспокоится о том, что суды под патронатом международных организаций будут слишком снисходительны, американские эксперты указывают на то, что явная опека США в данном случае вряд ли вызовет доверие со стороны иракцев.

Военные суды "нанесут ущерб идее победы справедливости", отмечает Дайан Орентлихер, директор отдела расследования военных преступлений при Американском университете в Вашингтоне, - "потому что они представляют собой угрозу для попыток завоевать симпатии иракцев путем проведения справедливого и открытого процесса "дебаасификации".

Есть одно популярное предложение: создать международный орган для наказания высших чинов иракской машины власти, а остальных судить в местных судах. Однако это может вылиться в несовпадение мер наказания.

"Ведь нам не нужна такая ситуация, при которой Саддам Хусейн может получить пожизненное заключение, а кто-то, стоящий на лестнице власти на три или четыре ступеньки ниже, - смертный приговор", - подчеркивает Фейсал Истрабади, иракский юрист из Чикаго, сотрудничающий с Госдепартаментом. Сам он возражает против смертной казни, однако отмечает, что похож на "рыбу, которая плывет против течения".

Таким образом, самым вероятным выходом из ситуации на данный момент представляется создание комбинированной системы с участием международных и местных судей.

В прошлом месяце в Госдепартаменте циркулировал документ, в котором в качестве главных обвиняемых в химических атаках, в ходе которых погибли до 100 тыс. курдов, были названы девять человек, среди которых упоминались президент Саддам Хусейн, его сыновья Кусей и Удей, его личный секретарь Абид Хамид аль-Тикрит и Али Хассан аль-Маджид, "Химический Али". Другие члены правительства говорили о "грязной дюжине" и о "грязных сорока", которых будут разыскивать для привлечения к суду.

Массовые убийства

"Я полагаю, сначала Госдепартамент предполагал, что если мы обвиним, скажем, 12 человек из ближайшего круга Саддама и накажем их через американские военные суды, то нам больше ничего не придется делать, - говорит Ричард Диккер, представитель Human Rights Watch. - Однако осудить 12 человек и на этом остановиться - безумие, потому что те, кто совершает массовые убийства, получают сигнал, что у них есть возможность выйти сухими из воды".

Также иракские советники настаивают на том, чтобы увеличить круг рассматриваемых военных преступлений.

"30 лет (правления Саддама) - это большой срок; число совершенных преступлений настолько огромно, что нельзя искусственно его ограничить, - говорит один из иракцев - советников Госдепартамента. - Пока не будут наказаны виновные, никакое урегулирование невозможно".

Получение доказательств для осуждения виновных не проблема. В университете Колорадо в Боулдер-сити есть помещение, заполненное 18 тоннами документов, вывезенных курдской оппозицией из Ирака и повествующих о кампании Хусейна против курдов. В настоящее время вместе с войсками передвигаются военные юристы, фиксируя все преступления, совершаемые против военнослужащих.

"То, что мы видим, - это классические военные преступления", - заявил Пьер-Ричард Проспер в одном из недавних интервью.

Однако все чаще и чаще высказываются опасения, что Вашингтон попробует решить проблему проверенным способом.

"Мне кажется, что они просто отправят всех подозреваемых в Гуантанамо, - заявил Майкл Эмитей, исполнительный директор Курдского института в Вашингтоне. - Это самый легкий выход из ситуации. Они вражеские бойцы, и их нужно содержать в таком месте, где из них можно вытянуть какие-либо сведения. Если США действительно жгут все мосты с ООН и действуют в одностороннем порядке - а складывается именно такое впечатление, - было бы странно, если бы потом они обратились к ООН и сказали, что им нужен трибунал, чтобы восстановить доверие на международном уровне. Мне кажется, что подозреваемых ждет отпуск по системе "все включено" в Гуантанамо".

Вся президентская рать

Саддам Хусейн

Президент Ирака. Возраст - приблизительно 66. В 19 лет вступил в социалистическую партию Баас. Пришел к власти в результате мятежа. В 1979 году стал главой государства, ликвидировав своих оппонентов. Начал войну с Ираном, которая привела к сотням тысяч смертей. В 1990 вторгся в Кувейт, но его выбили оттуда войска антииракской коалиции.

Удей Хусейн

38-летний сын Саддама. Имеет репутацию плейбоя со склонностью к жестокости. Однажды был посажен в тюрьму собственным отцом за то, что выстрелил своему дяде в ногу. После покушения в 1996 году частично парализован. Владеет газетой "Бабель". Лишился права первородства, которое перешло к младшему брату.

Кусай Хусейн

Наследник и преемник. Возраст - 26 лет. Возглавляет иракские спецслужбы и силы безопасности. Несет ответственность за допросы, аресты и массовые казни политзаключенных. Также командует Республиканской гвардией.

Али Хасан аль-Маджид

Не исключено, что уже погиб в результате воздушного удара США в Басре. Двоюродный брат Саддама, один из самых верных его офицеров. Поучил кличку "Химический Али" после того, как дал приказ о применении химического оружия в курдском городе Халабья, убив 5 тыс. человек. После вторжения 1990 года был назначен "губернатором" Кувейта. В нынешней войне отвечал за оборону Южного Ирака.

Мухаммед Хамза аз-Зубейди

Бывший премьер-министр и заместитель премьер-министра Ирака. Несет ответственность за зверства против шиитского населения в Южном Ираке. Есть видеосвидетельсва, запечатлевшие, как он избивал и пинал шиитских мятежников. Контролировал осушение болот на юге страны в 1990-х.