Лекарство, способное нейтрализовать последствия радиоактивного облучения после террористической атаки, возможно, появится уже в будущем году
Архив NEWSru.com
Лекарство, способное нейтрализовать последствия радиоактивного облучения после террористической атаки, возможно, появится уже в будущем году
 
 
 
Лекарство, способное нейтрализовать последствия радиоактивного облучения после террористической атаки, возможно, появится уже в будущем году
Архив NEWSru.com

То, о чем мечтал западный мир, сделала частная лаборатория Hollis-Eden. Лекарство, способное нейтрализовать последствия радиоактивного облучения после террористической атаки, возможно, появится уже в будущем году. Предполагается, что молекула НЕ-2001 будет продаваться в США под маркой Neumune, пишет сегодня Le Figaro (перевод на сайте Inopressa.ru).

Издание отмечает, что уже многие годы Пентагон торопил ученых с созданием такого лекарства. Поначалу речь шла о том, чтобы защитить солдат в случае ядерной атаки. В 1997 году Радиобиологический исследовательский институт Вооруженных Сил (AFFRI) при министерстве обороны США начинает всерьез интересоваться работами, проводимыми в этой области небольшой частной лабораторией Hollis-Eden.

После 11 сентября эта задача стала еще более актуальной. На этот раз речь зашла о том, чтобы защитить не только солдат, но и население в целом от атаки с использованием кобальта, цезия, ядерных батарей или иного источника радиации. Именно тогда небольшая лаборатория в Сан-Диего вышла на авансцену. AFFRI готов на все, чтобы создать средство от столь серьезной угрозы. В январе 2002 года институт подписывает контракт с американской частной лабораторией. Последняя получает пять лет на то, чтобы получить согласие Управления по контролю пищевой и лекарственной продукции (Food and Drug Administration, FDA) на создание НЕ-2001 к 2007 году. На это американские Вооруженные Силы выделяют ей сумму в 6-8 миллионов долларов.

Исследовательские группы работают, не покладая рук. Можно сказать, что решающий шаг уже сделан. Американская фирма только что представила на 43-й конференции Британского гематологического общества в Глазго (Шотландия) многообещающие результаты. Три года назад молекула была опробована на мышах, а недавно "НЕ" с тем же успехом была испытана на приматах. Результаты опытов показывают, что только у 11% обезьян, получивших дозу облучения в 4 грея и подвергшихся воздействию нового средства уровень содержания лейкоцитов в крови резко снизился, в то время как аналогичный процесс наблюдался у 47% обезьян, не получивших после облучения никакого лечения. Речь идет о четырехкратном уменьшении риска инфекций - главной причины смертности из-за облучения.

Методы лечения последствий радиации существуют уже давно. Облучение поражает костный мозг, производящий кровяные клетки, что приводит к аплазии, исчезновению белых и красных кровяных телец и может выражаться в инфекциях, кровотечениях и даже заканчиваться смертью. Пастилки с йодом, которые дают людям, живущим вблизи атомных станций, лишь снижают риск получить со временем рак щитовидной железы, но они не защищают человека от поражения костного мозга. До сих пор, чтобы бороться с этим явлением, человеку делали инъекцию препаратов, стимулирующих рост кровяных клеток", - поясняет профессор Патрик Гурмелон, главный врач Управления защиты здоровья человека и дозиметрии при Институте защиты от радиации и безопасности атомной энергии (IRSN). Такова, в частности, функция препарата Neupogen, производимого лабораторией Amgen.

Hollis-Eden применяет новый подход: идея заключается в том, чтобы заставить сам организм "производить" факторы роста путем инъекций гормонов, стимулирующих клетки костного мозга. И таковыми являются: гормоны DHEA (препятствующие старению). "Для защиты от радиации вводятся метаболики DHEA, в частности, андростенедиол, что является совершенно нетрадиционным применением данной молекулы", - поясняет профессор Этьен-Эмиль Болье, профессор в College de France и президент Академии наук, открывший достоинства DHEA в деле борьбы со старением.

Пока молекула еще не опробована на людях. "Мы избегали этого по этическим соображениям", - говорит профессор Патрик Гурмелон. Который, в свою очередь, уже четыре года разрабатывает в IRSN другие методики.

Жаль, что НЕ-2001 была испытана исключительно на животных, получивших слабую дозу облучения - до 4 грей. "Методики для лечения таких доз облучения уже существуют. Мое предложение заключается в том, чтобы найти способ лечить пациента, получившего дозу в 6 грей (количество радиации, полученное человеком, определяется количеством энергии, поглощенной тканью тела, и выражается в Греях (Gy). - Прим. Inopressa) и более. Так как если при 3-5 греях человек имеет один шанс из двух выкарабкаться, при 9 греях он обречен на смерть", - поясняет Патрик Гурмелон.

Ученый, однако, признает, что новая американская методика имеет целый ряд преимуществ. "Наши исследования показали, что данный продукт абсолютно нетоксичен", - говорит Боб Марселла, заместитель директора калифорнийской фирмы. Neupogen, который плохо переносится организмом, часто вызывает побочные эффекты, такие как лихорадка и рвота.

Но самым соблазнительным в новинке является ее относительная дешевизна. Курс лечения от 1 до 5 дней при употреблении 1 дозы в день обходится всего в 50-100 долларов, тогда как аналогичный по времени курс лечения препаратом Neopogen стоит 2500 долларов. Это существенное преимущество в случае массового поражения, когда возникнет необходимость в лечении большого числа облученных. Поэтому НЕ-2001 так понравилась Пентагону. Но все же будем надеяться, что планета не будет нуждаться в новом средстве.