В Белоруссии нашли массовое захоронение, возможно, относящееся к делу о расстрелах поляков советским НКВД
grani.ru
В Белоруссии нашли массовое захоронение, возможно, относящееся к делу о расстрелах поляков советским НКВД "Катынская проблема" остается самой чувствительной в отношениях России и Польши
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Белоруссии нашли массовое захоронение, возможно, относящееся к делу о расстрелах поляков советским НКВД
grani.ru
 
 
 
"Катынская проблема" остается самой чувствительной в отношениях России и Польши
katyn.codis.ru
 
 
 
Польша требует, чтобы ей передали все архивные материалы по этому делу. Российская прокуратура заявила, что расследование "катынского дела" завершено
polonica.net

В Белоруссии обнаружено массовое захоронение времен Второй мировой войны. Рядом с останками обнаружены гильзы от советского оружия, а в сохранившейся одежде - пачки сигарет варшавской фабрики "Прогресс". Вывод: останки, скорее всего, принадлежат полякам, подвергшимся массовым расстрелам советскими спецслужбами.

Тела были найдены на территории православной церкви Рождества Богородицы в городе Глубокое Витебской области, пишет польская Gazeta Wyborcza, на которую ссылается портал "Грани.ру". "Мы нашли 20-30 тел. Под ними могут быть другие захоронения", - сказал настоятель храма Сергей Громыко.

По данным польского издания, местная прокуратура потребовала засыпать захоронение землей.

Прокурор района Сергей Сервиков подтвердил, что по факту обнаружения останков проводится расследование. При этом он отказался прокомментировать требование прокуратуры засыпать их землей. "Это останки времен Великой Отечественной войны, когда Глубокое было оккупировано немцами, больше я сказать не могу", - заявил Сервиков.

"Белорусская деловая газета", в свою очередь, приводит слова местного краеведа, редактора независимой газеты "Вольнае Глыбокае" Владимира Скрабатуна. По его информации, останки обнаружили в конце минувшей недели волонтеры объединения молодежи Белорусской православной церкви, которые организовали летний лагерь и проводили благоустройство храма.

"Пока насчитали 21 труп. Но возможно, что там есть еще жертвы, и дальнейшие поиски должны проводить специалисты, - сказал он. - Об этой страшной находке никак нельзя умалчивать. Все знают о районе Березвечье в Глубоком, где установлено место массовых расстрелов НКВД. Теперь оказалось, еще и в самом центре города есть такое место. Возможно, это новые Куропаты на Беларуси".

Белорусский историк Игорь Кузнецов, изучающий преступления сталинского режима, также считает, что это тела поляков, арестованных НКВД после того как советские войска заняли восточные территории Польши 17 сентября 1939 года. По его словам, существует информация о массовых расстрелах арестованных поляков весной 1940 и в июне 1941 года, непосредственно перед началом Великой Отечественной войны.

"Катынская проблема" остается самой чувствительной в отношениях России и Польши

Отметим, факт массового расстрела польских граждан остается самым чувствительным вопросом в отношениях между Россией и Польшей. С начала апреля до середины мая 1940 года были казнены более 20 тысяч человек, из них более 4 тысяч - в Катыни под Смоленском. В связи с этим проблема получила название "катынское дело". С тех самых пор и до конца 1980-х годов советская пропаганда утверждала, что Катынь - дело рук фашистов. Историческая правда была восстановлена лишь 52 года спустя после расстрела.

Польша требует, чтобы ей передали все архивные материалы по этому делу. Российская прокуратура заявила, что расследование "катынского дела" завершено. Однако все документы полякам передать отказалась.

В июне СМИ писали, что проблема может быть урегулирована к сентябрю, когда запланирован визит в Польшу российского премьера Владимира Путина.

В октябре прошлого года Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу в связи с отказом российских правовых инстанций удовлетворить иск потомков расстрелянных в Катыни польских офицеров.

В Страсбургский суд обратились сын и внук офицеров Войска польского Ежи Яновец и Антоний Рыбовский, которые безрезультатно добивались от российских инстанций доступа к документам о своих погибших родственниках. Российские суды отказались признать родственников истцов жертвами преступления.