По так называемому "стамбульскому" соглашению уже со дня на день Россия должна начать вывод войск и вооружения с территории Приднестровья.

У властей этой непризнанной республики, да и у простых ее жителей планы Москвы вызывают неподдельную тревогу. Здесь даже говорят о том, что готовы всеми средствами препятствовать вывозу российского оружия со своей территории.

Власти Тирасполя предложили новому руководству Молдавии принять одностороннее решение о недопустимости вывода российских войск и вооружения из Приднестровья.

Иначе, утверждает президент непризнанной республики Игорь Смирнов, этот регион снова станет горячей точкой. Он говорит, что Тирасполь не позволит России вывезти оружие со своей территории и готов к силовому противостоянию.

"Ведь вывоз вооружения влечет за собой в дальнейшем вывод российских войск. Поэтому просто народ не даст это сделать. А уж тем более мне не позволит как президенту. Любые несогласованные действия не с президентом Смирновым, а с народом Приднестровья, могут дестабилизировать обстановку и очень сильно", - утверждает Смирнов.

Российские военные считают, что оружия в Приднестровье слишком много. Командующий оперативной группой Валерий Евневич хорошо знает позицию местного руководства и считает, что вместе со своими подчиненными он оказался заложником у политиков. Президент Смирнов в принципе разделяет эту точку зрения, но уступать не собирается.

"Я понимаю положение России, международное сообщество, все остальное, но беда-то в том, что это имущество наше, нашего народа, который своим трудом создавал и сохранил, и когда мне задает Игорь Николаевич: "Вы же российский человек", правда, россиянин, вот Владимир Владимирович Путин если прикажет, я как российский человек, да, обязан выполнить, но как президент Приднестровской и Молдавской республики я должен защищать интересы здесь народа Приднестровья", - заявляет Смирнов.

Перед зданием Приднестровской администрации танк на постаменте в память о событиях 92-года, когда межнациональный конфликт превратился в полномасштабную войну. Таких мемориалов в Тирасполе много.

"Когда мы ┘агрессию, то нам приходилось, народ брал оружие, не давала нам Россия оружие. Российские войска все сидели в казармах, народ сам брал это оружие в руки, и я думаю, у него выхода другого не было. Когда убивают сына, отца, мать. И просили только, я столько натерпелся, что как президент: "Дай оружие", а где я его возьму? Поэтому народ просто так свое имущество тем более не отдаст", - утверждает Смирнов.

Тем не менее у Москвы есть обязательство по стамбульскому соглашению, и со дня на день военные ждут приказ о начале вывоза и уничтожения боеприпасов. Тирасполь замер в тревожном ожидании. Для его жителей российские миротворцы и оружейные склады остаются единственной гарантией спокойной жизни. Люди боятся повторения событий 92-го года, которые они запомнили поминутно.